Театральная критикаОперная дива не усталаОльга Бородина спела полконцерта в МосквеИзвестия / Четверг 27 января 2000 Премии хороши тогда, когда с них что-то перепадает и слушателю. Именно такова Премия имени Шостаковича, которую уже шесть лет ежегодно вручает Фонд Юрия Башмета. По уставу премии лауреату вменяется в обязанность явиться на ее вручение и дать живой концерт в Москве. Премия вручается кому-то одному из видных музыкантов мира: их достижения и рейтинги сравниваются экспертами (что за эксперты и есть ли они -- никто не знает), затем Юрий Башмет выбирает одного.
За последние десять лет Ольга Бородина стала одним из лучших меццо-сопрано мировой сцены. Она поет в "Метрополитен-опера", лондонском "Ковент-Гарден", миланском "Ла Скала" и парижской "Опера-Бастилия", не забывая и про свой Мариинский театр. Меццо-сопрано редко становятся популярными звездами, но по своему мастерству Бородина способна поспорить с самыми знаменитыми тенорами и сопрано.
Певица начала концерт с камерного цикла Шостаковича "Испанские песни". В простых песнях, украшенных фламенкозными юбиляциями, большой голос Бородиной звучал как масло, постоявшее в тепле. Зато такой идеальной слышимости и такой дикции в Большом зале консерватории мы не слышали давно. От испанской стилизации Бородина перешла к настоящему испанцу, спев две миниатюры Мануэля де Фальи: здесь ажурный интонационный каркас держался на роскошной плоти ее голоса так зыбко, что казалось: его вот-вот сдует ветром. Плавно войдя на испанских ритмах в чертоги оперы, Бородина спела, забавно отставив ножку, Сегидилью из "Кармен". Начался сбор оваций. Хотелось большего звука и формата: их черед настал во второй арии Далилы ("Самсон и Далила" Сен-Санса), где все стало на свои места -- драматизм, активная подача роли, шикарные верха и отменные низы, никакого форсажа и напряжения. Однако долго певица нас не баловала: прозвучали редкая ария Принцессы из "Адриенны Лекуврер" Чилеа и первая ария той же Далилы -- уже на бис. Пианист Дмитрий Ефимов аккомпанировал безупречно, но хотелось слышать оркестр.
Второе отделение началось с церемонии награждения, которую без сбоев вкуса провели Олег Табаков и Юрий Башмет, в этот день отмечавший свой день рождения. Бородина держалась скромно -- как подобает истинной диве (чем дала урок нашей молодежи, гораздой раздавать воздушные поцелуи после первых же услышанных аплодисментов). Затем Башмет провернул свою фирменную акцию, позволив новоиспеченной лауреатке покинуть сцену и заставив охочую до вокальных красот публику полчаса слушать произведение Романа Леденева "Метаморфозы темы И.С. Баха" (1994). Часть аудитории могла воспринять это как благое просветительство, часть -- как проявление расчетливого садизма; но в конце кто-то даже крикнул: "Автора!". Девять частей баховских метаморфоз Леденева, написанные мастерски и тонко, нашли адекватное воплощение во внимательной игре ансамбля "Солисты Москвы" и альтовых блаженствах Башмета. Баховская тема из "Страстей по Матфею" (так называемая "ария Петра") варьирует в последовательно постмодернистском ключе. Пряная, чувственная ткань пронизана цитатами: тут и Концерт Шумана, и "Шехеразада" Римского-Корсакова, и "Шербурские зонтики", и тема из фильма "Orfeo negro" -- и все это вылупилось, оказывается, из Баха, и все это музыка нашего времени. Вот и драма -- драма романтической традиции исполнения, когда Баха и сентиментальную темочку из "Черного Орфея" ("День из жизни глупца": Джоан Баэз, Оскар Питерсон и незабвенная пластинка Поля Мориа 70-х) можно истолковать одинаково возвышенно и одинаково артистично: ведь то же самое у Гидона Кремера, когда он играет Пиаццолу как романтического классика. Можно сказать, что Роман Леденев этой ситуации поддался, а можно сказать, что и отразил ее нам в назидание -- безусловно, удержавшись от пошлости и оставшись на композиторской высоте.
Но Башмету было мало, и далее были сыграны (увы, нечетко) Прелюдия и скерцо Шостаковича. И лишь в самом конце проект получил завершение, когда Ольга Бородина вновь появилась на сцене, чтобы спеть с "Солистами Москвы" третью, самую популярную арию все той же Далилы. Но или оркестровка Александра Чайковского была неудачна, или ее не успели внедрить в оркестр -- гармонии не произошло: Бородина спела хорошо, но с пианистом получилось бы еще лучше. Правда, один момент, придуманный "на публику", чуть не поменял картину истории: Башмет вдруг опустился на корточки, выхватил откуда-то альт и подыграл Далиле ее тему, бесстрашно глядя ей в глаза. Помня об участи волос Самсона, я всерьез забеспокоился за судьбу воспетых поэтами башметовских прядей. Но при повторе куплета трюк, слава богу, не повторили.
ПОДПИСЬ:
Ольга Бородина получила Премию имени Д. Шостаковича, Юрий Башмет -- подарок ко дню рождения
|