Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Действующий памятник

55-летие Квартета имени Бородина

Известия / Суббота 22 января 2000
Сегодня в Большом зале консерватории пройдет третий, завершающий концерт юбилейного фестиваля, которым отмечает свое 55-летие прославленный на весь мир и занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как ансамбль-долгожитель Квартет имени Бородина.
Правда, среди нынешних участников квартета есть всего один, кто начал играть при Сталине и продолжает при Путине -- виолончелист Валентин Берлинский, в эти же дни отмечающий свое 75-летие. По этому случаю на консерваторской сцене появился сам и.о. президента, чтобы в нескольких словах отметить вклад юбиляров в отечественную и мировую культуру, вкратце охарактеризовать их искусство и собственноручно прикрепить к их смокингам правительственные награды: Берлинскому -- орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, Андрею Абраменкову и Рубену Агароняну -- ордена чуть пониже рангом, молодому Игорю Найдину -- медаль. В ответном слове Валентин Берлинский выразил надежду, что глава государства не забудет о русской культуре и тогда Родина не забудет о нем.
В современном русском исполнительстве сейчас нет, пожалуй, более авторитетной фигуры, чем Берлинский -- гуру квартетного мира, профессор и наставник, ключевая фигура всех квартетных конкурсов, живое воплощение идеи преемственности. Никогда не выступая в качестве солиста и всегда обслуживая лишь один, нижний, этаж всей квартетной постройки, он тем не менее в каждой программе имел несколько заветных минут, где звучали его неуловимо индивидуальные соло. Ростропович никогда не стеснялся играть с Берлинским в квинтетах и секстетах вторую виолончель.
Сейчас уже, конечно, меньшая часть слушателей помнит те времена, когда Квартет имени Бородина был частью бурной музыкальной жизни, менял стандарты исполнения классики и выхватывал из-под пера Шостаковича и Вайнберга свежезаконченные квартеты. Со временем квартет превратился в эталон и действующий памятник самому себе, на котором высечены имена исполненных авторов (от Баха до Веберна и от Бородина до Шнитке), партнеров (от Игумнова до Плетнева, но прежде всего Рихтера), гастрольные точки (вся карта мира). "Квартет Бородина будет существовать, пока существует земля", -- убежден Берлинский.
Пять лет назад, когда бородинцам исполнилось 50, а Берлинскому -- 70, автору этих строк довелось писать: "Ансамблевое взаимопонимание, единство штрихов и динамики идеально, хотя и не оставляет впечатления абстрактно совершенного механизма: иногда проскальзывающие неточности в пассажах или скачках только подчеркивают, что играют живые люди. Никто не уличит их в отсутствии вкуса, тенденциозности или чрезмерности -- но столь же трудно разглядеть в их искусстве пассионарность, рискованность, явную оригинальность. Объемом и характером своего дела они определяют черты современного камерного исполнительства -- и прежде всего идею сбалансированности, промежуточности, корректности. Ничто не должно быть высказано слишком явно, никакая позиция не должна утверждаться в ущерб другим. Можно сказать, что бородинцы доводят до известного предела саму идею квартета -- явления, стоящего на границе между индивидуальным проявлением и умением держать место в ансамбле -- или в обществе".
С тех пор кое-что изменилось: квартет перенес сильный удар, потеряв первого скрипача и альтиста. Но многое из сказанного верно и по сей день: с двумя новыми участниками, Агароняном и Найдиным, Берлинский добился многого, хотя, конечно, догнать свой прежний уровень бородинцы смогли не вполне. Осталась в силе и добрая традиция выступать с хорошими партнерами: Юрий Башмет чаровал звуковедением, играя с квартетом "Воспоминание о Флоренции" Чайковского (на месте второй виолончели вместо традиционного Ростроповича сидел Стефан Метц), Маквала Касрашвили спела редкого Респиги ("Il tramonto", поэма на стихи Шелли), а Элисо Вирсаладзе с феноменальным совершенством сыграла фортепианную партию в Квинтете Шумана.
ПОДПИСЬ:
Квартет имени Бородина -- это Валентин Берлинский и его доверенные лица: Рубен Агаронян, Игорь Найдин, Андрей Абраменков
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков