Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Переплыв Геллеспонт

Эмма Керкби выступила на фестивале "Декабрьские вечера"

Известия / Среда 15 декабря 1999
На традиционном рихтеровском фестивале в Пушкинском музее, не теряющем, на радость нам, своего представительского уровня, побывала гостья, внушавшая утонченным меломанам -- любителям аутентичной старины -- самые зачарованные ожидания. Последняя порция славы Эммы Керкби пришла в Москву из Петербурга, где артистка с успехом выступала на Втором фестивале современной музыки.
Эмма Керкби -- не певица, как все певицы, а филолог, бывшая учительница. Это отчасти знакомо и нам: в последние два-три десятилетия самые культурные и стилистически грамотные певцы получались из пианистов или музыковедов -- не всегда хватало им только яркости голоса. С Эммой Керкби все случилось удачнее: в придачу к своему вкусу и безукоризненной музыкальности она смогла вырастить голос -- сверкающее, переливчатое, вычищенное сопрано, которое уже двадцать с лишним лет не устает литься с лоснящихся глянцем компакт-дисков лучших мировых фирм, балуя почитателей итальянским ренессансом, всеми подвидами интернационального барокко, Моцартом и, конечно, англичанами, среди которых и печальный современник Шекспира Джон Дауленд, и принятый в Британии блестящий трибун Гендель.
В этот раз ее программа стягивалась вокруг имени Генри Перселла. Гений британской музыки, проживший недолгую жизнь в конце XVII века, был велик в сакральных, придворных и театральных жанрах, при том что Англия в его времена еще уклонялась от большого бизнеса, вовсю царившего на континенте, -- от оперы. Между тем всю жизнь Перселл сеял хлеб, благодаря которому он был успешен и знаменит, -- песни для домашнего употребления, широко издаваемые и популярные. Стоит отметить, что это вовсе не какие-нибудь простые куплетные песенки, а целые баллады или театральные истории, иногда мало чем отличающиеся от образцов так называемой incidental music -- музыкальных номеров, прикладывающихся к драматическим спектаклям (вроде знаменитой "Королевы фей", анонимной переделки шекспировского "Сна в летнюю ночь").
Программа называлась "Театр музыки", только театру был придан самый камерный формат: голос, которому не вменяется в обязанность покрывать большие пространства и ослеплять виртуозными руладами, и лютня. Партнер певицы, просвещенный музыкант и исследователь Энтони Рули (несколько медленных и чопорных танцев он исполнил на лютне соло) объяснил нам, что Перселл был далеко не один, но творил на богатой почве. Рядом с ним в программе звучали и учитель Перселла Джон Блоу, который был должен временно уступить своему студенту орган Вестминстерского аббатства, и Мэтью Локк, с которым Перселл похожим образом менялся должностями при королевском дворе, и Дэниел Перселл, который, вероятно, был бы первым композитором эпохи, если бы не его гениальный брат.
Театр как таковой был обнаружен в самой малой дозе, он выглядел изысканным и музейным, а потому особенно уместным на таких элитарных слушаниях, как "Декабрьские вечера", -- иногда всего несколько жестов, условных и неправдоподобных. Главное же заключалось в декламации, пропевании слов, в интонации, предельно литературной и вместе с тем дышащей ритмом. Самым впечатляющим номером был "Hero's Lament" Никола Ланье, целая баллада о Геро и Леандре (сюжет, широко популярный у композиторов -- вплоть до поп-музыкантов наших дней). Очень соблазнительно думать, что Эмма Керкби, изображавшая Геро и протягивавшая руки через волны Геллеспонта к своему любовнику, живущему на азиатской стороне пролива, имела в виду нас и тосковала о том, как краткосрочны встречи культур.
Что касается чисто вокальной стороны концерта, то даже фанатам Эммы Керкби, видимо, пришлось отметить, что голос ее звучал чуть (только чуть) блекло -- точность звуковедения иногда (только иногда) подводила, а piano, которым певица пользовалась в избытке, было не всегда окрашено. По фойе ходил слух, что певица слегка простужена. Впечатление оставили не столько вокальные удовольствия, сколько стиль в целом, приятный и ценителям барокко, и, возможно, нынешним бардам, вплоть до возвышенных рок-музыкантов (просветленный кельтский стиль у нас до сих пор в почете).
Несколькими днями раньше на "Декабрьских вечерах" играл британский ансамбль "The King's Consort", вместе с которым выступил превосходный контртенор Робин Блейз, спевший две сольные кантаты Баха. Мы напишем о них потом, когда появится поле для сравнения: 17 декабря на фестивале выступит третий британский участник программы -- вокальная группа "Henry's Eight", -- и московские меломаны соберут доселе невиданную коллекцию английских впечатлений.
ПОДПИСЬ:
Эмма Керкби и Энтони Рули: театр музыки
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков