Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Венская месса с русской надеждой

Концерты Владимира Федосеева

Известия / Вторник 07 декабря 1999
К концу столетия Владимир Федосеев и его Большой симфонический оркестр имени Чайковского подошли, сообща взяв впечатляющий вес. Последние сезоны проходят под знаком 25-летия их сотрудничества. В знак даты оркестр презентует четыре юбилейных серии компакт-дисков (каждая по 6 штук); первая серия уже вышла -- она объединяет старые записи (среди них -- опера Римского-Корсакова "Майская ночь") со свежими версиями симфоний Чайковского (1-я, 4-я) и Шостаковича (10-я). Для тех, кто предпочитает слушать музыку живьем, успешно продолжаются концерты Общедоступных симфонических абонементов: об их качестве "Известия" писали не раз. Были на этом пути и неудачи (радио "Орфей" до сих пор крутит запись концерта "Испанский час", о котором следовало бы давно забыть) -- но побед, благодаря которым федосеевский оркестр теперь смело можно считать номером первым в Москве, оказалось больше. Теперь федосеевцы собираются в гастроли по Европе, а перед этим провели очередной эксперимент: пересели, поменяв местами виолончели со вторыми скрипками, -- благодаря чему (это, конечно, только частность) в симфонии Чайковского "Манфред" возник очаровательный стереоэффект.
Исполняя эту симфонию, Федосеев продемонстрировал, что применяет к Чайковскому разные подходы -- если Шестую или Четвертую симфонию отличали утонченная поступь и европейская изысканность, то "Манфреда" Федосеев провел подобно шквалу, окатив слушателя необузданной бурей звучаний, но удержав оркестр от грубости. В том же концерте проявили свое мастерство и солисты оркестра -- молодая флейтистка Мария Федотова, одновременно волевая и изящная, опытная арфистка Эмилия Москвитина и ветеран концертмейстерского пульта, виолончелист Виктор Симон: они солировали в партитурах XX века. Приятен тот факт, что Федосеев систематически обращается к неизвестному репертуару, но на сей раз с выбором музыки маэстро поздравить трудно: бесцветный Сергей Василенко, натужный Роман Леденев, плоско-декоративный Валерий Кикта -- далеко не сливки отечественной музыки.
Этот в нелучшем смысле провинциальный эпизод абонементного цикла был решительно дезавуирован субботним концертом, который хочется назвать самым европейским вечером сезона. То был последний московский концерт оркестра в году, и для него Федосеев припас раритет -- Торжественную мессу Бетховена. Этим капитальным творением, не менее величественным, чем Девятая симфония, Федосеев собирается дирижировать еще дважды, причем в самые символические дни: 31 декабря и 1 января он проведет мессу в Вене, со своим Венским симфоническим (которым тоже успевает руководить), с тамошним хором и солистами. Но если в Вене Федосеев сможет опереться на развитую венскую исполнительскую традицию, то с оркестром имени Чайковского он рисковал -- хотя премьера Missa solemnis и состоялась в Петербурге в 1824 году, с тех пор утекло много воды и опыта исполнения подобной музыки русские музыканты имели мало: ваш рецензент должен признаться, что в живом исполнении никогда ее не слышал, как и большинство слушателей, сверх аншлага заполнивших Большой зал консерватории.
Торжественная месса -- продукт высокого сплава, в котором Бетховен воздает должное рецептам старых мастеров, но толкует их в яростно современном духе, благочестивом и мятежном одновременно, где молитвы, возносимые к Богу, произносятся человечеством сообща, но в каждом человеке звучит его гордая индивидуальность. Владимир Федосеев уловил именно это качество: он служил музыке Бетховена, сливаясь со своими исполнителями и не рисуясь демиургом, но волю свою диктовал -- исподволь и твердо. Не склонный к модному аутентизму, он высадил на сцену большой состав оркестра. Партнером федосеевцев был хор "Латвия", как раз небольшой по составу, но певший точным, отлично сфокусированным звуком, прекрасно справляясь и с крайними регистрами, и с быстроногими юбиляциями; вновь, как и осенью (на Реквиеме Берлиоза), коллектив Мариса Сирмайса был примером для подражания московским хорам.
Отсветы позднеромантической музыки (малеровской или шенберговской), которых не стал затушевывать Федосеев, чувствовались и во внимании к тонкостям, особенно в тихих, созерцательных эпизодах, где оркестр стремился к предельной тонкости и стройности звучания. Того же добивался Федосеев от квартета солистов; у дирижеров всегда проблема с выбором солистов-певцов -- и, пожалуй, никому еще не удавалось свести воедино столь разноприродные голоса, как дистиллированное сопрано Яны Иваниловой, богатое меццо Ирины Чистяковой, инструментальный тенор Дмитрия Корчака и крепкий бас Николая Диденко.
Во многом чувствовалась едва уловимая приблизительность -- во вступлениях, в строе, в чистоте аккордов квартета. Слегка досадно было, когда темп, как это дважды случилось в заключении Gloria, не сразу слушался палочки Федосеева. Исполнение Торжественной мессы принесло неизбежно промежуточный, но важный результат, отталкиваясь от которого российское исполнительское искусство сможет дойти в новом веке до высот европейского стиля.
ПОДПИСИ:
1. Владимир Федосеев, связной между венской и русской музыкой
2. Мария Федотова, первый голос первого оркестра
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков