Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В метро театры не горят

Марш энтузиастов московского Бродвея

Известия / Вторник 26 октября 1999
Итак, московское "Метро", самый дорогой (1,2 млн долларов) и амбициозный музыкальный проект последних лет, тронулось в путь. Публика, заполнившая театр "Московская оперетта", была неприлично молода для этих стен; спектакль и его девиз "Наше время пришло!" она встретила с энтузиазмом.
Хотя в соревновании с рок-кумиром театральной молодежи -- спектаклем "Ленкома" "Юнона" и "Авось" -- победа осталась за ветераном, говорить об успехе или неуспехе "Метро" можно только с учетом важного обстоятельства. Это проект первопроходцев. Такие туннели в Москве еще не бурили. "Юнона" не претендовала быть бродвейской, этим и хороша. "Метро" -- попытка внедрить в наш театральный обиход бродвейский тип спектакля. Оно играет типичными бродвейскими козырями и страдает типичными бродвейскими недугами.
Есть непреодолимая разница между Бродвеем и Тверской. Бурно прокипев на сцене, бродвейский мюзикл выкипает полностью, оставив радужную пену мелодий. Бродвей -- простейшая мораль, упакованная в фольгу. У нас с некоторых пор на морализаторство аллергия.
Подвела пьеса. Ее как бы нет вовсе. Молодые актеры пробуются в театр мюзикла, их не берут. Они спускаются в метро и там устраивают свой театр, такой талантливый, что энтузиастов теперь готов купить за любые деньги отвергнувший их режиссер. При виде циклопической стодолларовой купюры артисты ломаются, творческое братство распадается, и лидер метротеатра остается в одиночестве, отвергая наживку и заодно любовь. Финал в духе "Анны Карениной" несообразно трагичен.
Перед нами ярко выраженный случай застарелой болезни жанра: таланту режиссера нужен шампур для скрепления плодов своей музыкально-хореографической фантазии. На Бродвее успех приходил, если шампуром был крепкий, лучше классический сюжет. Януш Юзефович довольствуется очень хрупким стержнем: непризнанные таланты строят театр и завоевывают славу, из всех фабул эта -- самая отштампованная. Это схема, где ситуации и типы лишь обозначены. На такой базе не могут возникнуть живые образы -- только функции. Что заведомо ставит неопытных актеров в патовую ситуацию -- они обречены играть на картонных струнах. К тому же штамповка не лучший способ возглашать новое время и новые песни ("Довольно нас пичкать разной мурой!" -- поет поколение "надцатилетних", взамен из всех мур предлагая самую бородатую).
На Бродвее штамповку оснащают драматургией музыкальной -- системой лейтмотивов, симфоническим развитием конфликта. Этого, увы, нет в музыке Януша Стоклосы. Есть несколько ярких номеров -- "Жизнь -- лишь клетка", "Счастье", "Деньги", "Давайте строить вместе". Но нет настоящего шлягера, который станет визитной карточкой всего шоу, нет внутренней связи между номерами -- идет концерт с остановками для вялых словесных интерлюдий. Спектаклю еще предстоит найти свой ритм -- то волшебное единство, когда музыка продолжается в пластике героев, их душевном состоянии, их речи.
"Метро" проложено в зыбкой почве, это практически плывун. Но "воля и труд человека дивные дива творят". Успех все равно есть -- и это признание дерзости проекта. "Метро" состоялось прежде всего как школа неподдающегося жанра. Януш Юзефович несомненно очень даровит, он сумел заразить своих московских воспитанников не просто увлекательной работой, но и театральным вероисповеданием. Среди исполнителей есть будущие актеры, причем подготовленные именно для мюзикла. Никому еще не дается сценическая речь, но всем уже подвластна специфически "мюзикловая" манера пения -- реалистичная, приближенная к жизни и быту. Хороши ансамбли, разнообразна и часто остроумна хореография. В лучших номерах ребята демонстрируют и впрямь невиданную в нашем профессиональном театре энергетику.
"Если вам понравилось, пригласите на спектакль друзей, -- сказал Януш Юзефович, выйдя в финале на аплодисменты. -- Если не понравилось, пригласите врагов. Нам нужен полный зал!". Что-что, а это, по-моему, обеспечено. "Метро" тронулось, и будет неплохо, если доберется до новых станций и проложит в нашем театре новые туннели. Как пели у друзей-соперников в "Ленкоме", "за попытку спасибо!".
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков