Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В Москве возводят свой Бродвей

Через неделю мы поедем на "Метро"

Известия / Четверг 14 октября 1999
В Московском театре оперетты остановлены все спектакли. На сцене с утра до ночи гремят репетиции невиданного здесь зрелища. О нем плакаты по всей Москве. Пуск московского "Метро" -- 22 октября.
Звезды театра отдыхают. Для нового спектакля нужна другая энергия. Другие навыки. Другой возраст.
В Америке есть знаменитый мюзикл "Chorus Line" -- "Кордебалет". Многие его помнят по виртуозному фильму про артистов, которых пробуют для бродвейского шоу. Идет свирепый отбор -- побеждает сильнейший. Поэтому каждый выкладывается на сцене до полной гибели всерьез. Это было чудо хореографии, драматизма и отточенного куража. Культовая вещь для каждого, кто любит музыкальный театр. Объект восторга для наших зрителей, никогда не видевших ничего подобного. Предмет профессиональной зависти для любого, кто выходит на отечественную музыкальную сцену.
Мы такого не можем. В Восточной Европе вообще нет школы такого пения, такой пластики и такой актерской универсальности.
В 91-м году молодой поляк Януш Юзефович увидел "Chorus Line" и понял, что хочет работать в этом жанре. Он решил делать "вторую серию" -- не о тех, кто победил, а о тех, кого не взяли, кто остался за бортом. Вместе с композитором Янушем Стоклосой он сделал спектакль, который до сих пор идет в Варшаве с неизменным успехом, -- "Метро". О том, как отвергнутые на просмотре молодые артисты спускаются в метро и там -- была бы фантазия -- создают свой подземный театр. Там разворачивается история дерзаний, амбиций, предательства и, конечно, любви. Через год Юзефович поставил этот музыкальный спектакль уже на Бродвее, и в нем впервые засветились на международной сцене Игорь Сорин и Андрей Аполлонов-Григорьев, впоследствии известные как "Иванушки Интернешнл". Спектакль был номинирован на премию "Тони".
Теперь продюсеры Катерина фон Гечмен-Вальдек и Александр Вайнштейн осуществляют грандиозный "тотальный музыкальный проект" в Москве. Текст для российского спектакля написал поэт и драматург Юрий Ряшенцев. "Кроме него, эту ювелирную работу не сделал бы никто, -- уверяет Александр Вайнштейн. -- У нас на репетиции часа три сидел Кшиштоф Занусси -- по его мнению, русский текст получился даже сильнее, чем оригинальный польский". Это теперь не варшавское, не нью-йоркское, а именно московское метро, и действуют в нем московские люди, и окружают их российские реалии. Чтобы спектакль стал окончательно фирменным, были написаны новые музыкальные номера. Надо осилить все современные стили -- от блюза и свинга до рэпа. Есть веселые реминисценции из "Chorus Line". Оркестра театра уже мало -- Николай Девлет-Кельдеев, гитарист из "Морального кодекса", собрал рок-группу. И только живой звук, никакой "фанеры". Правительство Москвы вложилось в звукоаппаратуру -- Театр оперетты станет самой совершенной площадкой города.
В Москве театральная индустрия, здесь умеют все. Кроме мюзикла. Пришлось, как в Варшаве, начинать с нуля. Объявили конкурс, пришли две тысячи молодых, от 15 до 30. Их свирепо отбирали, и они, как в "Chorus Line", выкладывались до полной гибели всерьез. Осталось пятьдесят. Есть штурман из Сибири, бывший студент Литинститута, старшеклассница. И почти нет профессиональных певцов-актеров. Пробовались -- не прошли. Непоправимо испорчены вокальной школой, нужны иные навыки. "Нужна школа натуральная, -- считает Януш Стоклоса, автор музыки. -- Каждый человек, если у него есть слух и музыка в душе, может петь. Люди все талантливы, надо просто отыскать их лучшую струнку и дать ей проявиться!"
Он, конечно, слегка лукавит. Из "всех" отобрали полсотни -- и открыли, я это понял на репетиции, будущих звезд. Просто учиться им предстояло тому, чего не умел в Москве еще никто.
Из звезд готовых в спектакле будут ленкомовские Дмитрий Певцов и Александр Лазарев. Они пришли как мастера, а стали учениками -- потому что Януш Юзефович, ярый последователь Боба Фосса и Джерома Роббинса, предлагает еще не пройденную ими школу. У них роли неглавные -- но они не уходят, им интересно. Они здесь заражаются юностью.
Все лето занимались тренажом -- по восемь часов в день. Потом Юзефович сказал: "Кое-что есть. Теперь можно начинать работать". Шокированным объяснил: там, где нормальные люди заканчивают работу, мы ее только начнем. Ближе к премьере ребята стали понимать, что он имеет в виду. Они теперь другие.
Спектакль перестал быть их работой, он теперь их образ жизни. Это чувствуется каждый миг их пребывания на сцене. Я видел только часть репетиции -- еще не задействована специально сконструированная театральная машинерия, не установлены лазеры, не поставлен свет и нет костюмов, придуманных Мариной Долидзе, -- говорят, оригинальных. Еще мало что напоминает о роскоши предстоящего шоу стоимостью в 1,2 миллиона долларов. Но уже ясно: в Москве такого не было. "Супер", -- говорит об этих "непрофессионалах" композитор. И я тоже очень надеюсь, что "наутро они проснутся знаменитыми".
А в Театр оперетты, стараниями своего директора Владимира Тартаковского храбро шагнувший в собственное будущее, придут новые зрители. "Потому что "Метро" -- не просто спектакль, -- сказал мне Януш Юзефович. -- Это начало какой-то дороги в жизни..."
Подпись к фото: Репетируют "Метро".
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков