Театральная критикаКрутой маршрут для золушекПредставлен проект правых в поддержку левыхИзвестия / Среда 13 октября 1999 Проект "Культурные герои 21 века" представил Сергей Кириенко на пресс-конференции в Доме журналиста. Патрон "Неофициальной Москвы" решил, что состояние современного искусства в столице уже проинспектировано, теперь на очереди -- провинция, с которой необходимо преодолеть культурный разрыв.
География проекта обширна, как сама Россия, в нем задействованы города Архангельск, Владивосток, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Тюмень, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Тверь, Тольятти, Томск, Уфа и Челябинск. Здесь пройдут фестивали, в которых будут участвовать отобранные московским экспертным советом местные представители актуальных течений в театре, литературе, изобразительном искусстве и музыке. В декабре лучшие участники региональных мероприятий съедутся на Фестиваль искусств в Москву. В столице они получат счастливую возможность себя показать и выступить вместе с известными музыкантами, литераторами и художниками.
Новый проект назван лирически и наивно -- "Золушка". При этом авторы трактуют известную сказку со счастливым концом не по-голливудски, не обещают вывезенным из провинции замарашкам от искусства сказочного преображения в звезд, див и принцесс столичной арт-сцены с немедленным обогащением, выгодным ангажементом и волшебной переменой участи. Скорее они надеются, что в столичным контексте приезжие будут выглядеть значительно естественнее, чем в замшелых родных пенатах, а их московские гастроли помогут преодолеть предрассудки и настороженность, которую питают к современному искусству местные начальники от культуры. Москва же в ходе реализации проекта должна предстать открытым и демократичным центром страны, а не снобистски самодостаточным городом-державой.
В пресс-релизе проекта гордо замечено, что Сергей Кириенко -- "лидер единственного на сегодня политического объединения с продуманной и четкой культурной политикой". Что, конечно, правда. Прочие политические партии своих эстетических предпочтений, разумеется, не скрывают: кооптируют в свои ряды разных усатых, голосистых и плодовитых актеров, певцов и ваятелей -- любимцев электората и своих собственных. Но никакой оригинальной, сформулированной и осознанной культурной политики избирателям предъявить не удосуживаются. Отделываются общими либеральными или патриотическими -- кому как положено -- фразами.
Кириенко же свое понимание культуры и ее ценности регулярно демонстрирует. Говорит о необходимости связи прошлого, настоящего и будущего, которую и призвана обеспечивать культура. Замечает, что без связи этой музей -- только стены, а восстановленный храм -- только смета. И повторяет восхитительную на слух интеллигента фразу: "Власть вообще не имеет права на вкус". Власть, по Кириенко, должна создавать условия для естественного развития культуры, отвечать за преемственность, а "связи возникнут без ее участия".
Правда, нашим мастерам культуры привычен или властный патронаж, или оппозиция к нему. Провозглашаемый Кириенко эстетический нейтралитет для них -- новость. Поэтому и проект "Золушка" трактуется ими как поддержка левого искусства правыми силами. Возможно, поэтому Кириенко и его соратники делают ставку на молодых, не отягощенных предрассудками художников, актеров и музыкантов. Надеясь, что именно "золушки" станут их союзниками и поверят, что Москва превратится в культурную столицу мира, как Париж и Нью-Йорк. Хотя это трудновыполнимое обещание и кажется предвыборным преувеличением.
|