Театральная критикаСовременный танец: от балета до перформансаПервый европейский фестиваль современного танцаИзвестия / Четверг 07 октября 1999 О фестивале рассказывает его генеральный директор Владимир Урин: -- Однажды у меня в кабинете раздался звонок провокатора многих идей господина Михаэля Кан-Аккермана, директора Немецкого культурного центра, с предложением провести фестиваль европейского современного танца в Москве. Вскоре он пришел ко мне в театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко вместе с директором Французского культурного центра, представителями Британского совета, посольств Бельгии и Нидерландов, поддержавших идею фестиваля. Я откликнулся, стал координатором общих усилий. (Фестивалю помогают также Европейский союз, правительство Москвы, Министерство культуры России, СТД и большое количество спонсоров.) Мы старались сделать программу максимально разнообразной. В афише есть и спектакли, переосмысляющие классическое наследие, и спектакли, отвергающие классику, и новейшие опыты, сочетающие танец с живописью, с видеопоказом. Концептуальная Аманда Миллер (Германия) совсем не похожа на почти шаманствующего Эмио Греко (Голландия), ироничный танец француза Жозе Монтальво -- на эпатирующие перформансы бельгийца Яна Фабра. Хорошо знакомый москвичам голландский хореограф Иржи Килиан проведет открытую репетицию с артистами своей труппы NDT-3. А Мэг Стюарт из Бельгии поставит спектакль во время фестиваля. -- 13 октября на сцене Театра им. Моссовета пройдет гала-концерт "Русский вечер". Что будет представлено? -- Я прочитал в энциклопедии "Балет", что современный танец -- это то, что развивается у них там, на Западе. И ведь это мнение бытовало совсем недавно -- энциклопедия была издана в 80-е годы. Конечно, русские хореографы многое пропустили. Но все же находят свои пути, хотя многое и повторяют. Мы решили провести эксперимент -- соединить в один вечер выступления девяти коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ельца, Перми, Челябинска, Екатеринбурга, каждому даем до 15 минут. Думаю, гала-концерт сможет дать объективную картину состояния танца в России. Российские участники приглашены в Москву с самого начала фестиваля -- пусть посмотрят всю программу, разберутся в процессах, происходящих сегодня в современном танце. Они будут заниматься в мастер-классах, примут участие в симпозиуме. И если удастся создать атмосферу непринужденного общения, этого варева идей, разговоров, новых контактов, то можно будет считать фестиваль состоявшимся. -- Есть ли задумки проводить фестиваль регулярно? -- Первый опыт покажет, будет ли интерес к фестивалю, окажется ли он явлением. Если нет -- похороним эту идею. Но если получится, даже частично, будем продолжать. Не чаще, чем раз в два-три года. Планируем создать центр современной хореографии. Он будет работать в полную силу, когда возникнут крупные проекты. А повседневную работу поведут два-три постоянных сотрудника. Если идея осуществится, у нас больше не будет недостатка информации о том, что происходит в мире по современному танцу. Фестиваль открывается на сцене Театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко спектаклем "Рай" "Компани Монтальво-Эрвье" (Франция). Говорит директор Французского культурного центра Люк Леви: -- Участие в первом фестивале современного танца в Москве для нас очень важно. Знакомство русского зрителя с современной хореографией Франции -- одно из приоритетных направлений нашей работы. Жозе Монтальво приезжает в Россию впервые. Он из тех хореографов, которые считают, что легкость и юмор танца помогают размышлять о серьезных вещах. Монтальво активно использует новые техники, аудиовизуальные средства. Любит иллюзию, возникающую между танцовщиками и экраном, игру виртуального и реального пространств. В то же время он отдает дань уважения всем видам танца. В постановке есть и классический балет, и разные направления современного танца, и танцы ритуальные, и городские игры, и хип-хоп. "Рай" -- своеобразный эпиграф для фестиваля, представляющего разные аспекты современной хореографии. |