Театральная критикаБольшой театр начинает и...Фестиваль "Золотая маска" открылся оперным спектаклемИзвестия / Четверг 11 марта 1999 В среду жюри национальной театральной премии "Золотая маска" начало просмотр спектаклей-номинантов. Фестиваль открылся оперой в Большом театре, который впервые так широко представлен в шорт-листе премии; давали "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева в постановке великого Питера Устинова. Правда, работа английского режиссера, как и весь спектакль, не привлекла внимания экспертного совета премии. "Апельсины" выдвинуты только за лучшую сценографию (художник Олег Шейнцис) и лучшую мужскую роль (исполнитель партии Короля Треф Владимир Маторин). Кроме того, в номинации "Лучшая мужская роль" выдвинут Сергей Мурзаев, исполнитель партии Ланчотто в опере "Франческа да Римини" Рахманинова. Шейнцис имеет явное преимущество по сравнению со своими конкурентами и на этот раз -- не только потому, что придумал главный приз фестиваля. Во многом благодаря его сценографии Большой театр наконец создал живой спектакль.
А 12 марта в соревнование вступит первый оперный номинант из Петербурга -- камерный театр "Санкт-Петербург Опера" покажет оперу современного немецкого композитора Зигфрида Маттуса "Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке" в постановке главного режиссера театра, постоянного участника фестивалей "Золотая маска" и их главного аутсайдера Юрия Александрова. По традиции музыкальные театры из северной столицы -- в числе главных претендентов по всем номинациям. Трудно даже представить, чтобы в номинации "Лучший дирижер" Валерия Гергиева обошли Андрей Чистяков из Большого театра ("Франческа да Римини") и Алексей Людмилин из Новосибирска ("Леди Макбет Мценского уезда"). Гергиев, как и ведущий солист Мариинского театра Николай Путилин, выдвинут за два спектакля -- "Летучий голландец" Вагнера и "Сила судьбы" Верди. Но по техническим причинам главного дирижера Мариинки будут оценивать только по постановке "Голландца" -- спектакль члены жюри ездили смотреть в Петербург еще в феврале, а "Силы судьбы" за эти два месяца в репертуаре так и не оказалось.
В прошлом году Николай Путилин не получил "Золотую маску". В этом у солиста "Метрополитен-Опера", кажется, нет настоящих конкурентов.
Другой питерский спектакль -- "Страсти по Каштанке" в детском театре "Зазеркалье" в постановке Александра Петрова и с участием шлягерного "Терем-квартета" -- представлен в разделе "Оперетта" вместе с "Ханумой" Ивановского музыкального театра.
В номинации "Лучшая женская роль" оперного раздела есть свой лидер -- солистка московской "Геликон-оперы" Лариса Костюк, которая привлекла внимание столичных меломанов своими работами в операх "Царская невеста" Римского-Корсакова и "Сказки Гофмана" Оффенбаха. А в главных номинациях -- "Лучший спектакль" и "Лучшая работа режиссера" -- ожидается нешуточная борьба. Здесь номинированы сразу три спектакля "Геликон-оперы" в постановке ее главного режиссера Дмитрия Бертмана и француза Дени Криефа, которые из-за слабого музыкального исполнения могут не понравиться жюри. Мариинский театр со своим неоднозначным "Летучим голландцем" (работа режиссера Теймура Чхеидзе и сценографа Георгия Цыпина) впечатляет скорее самим фактом постановки вагнеровской оперы в России. Театры других городов представлены на этот раз только "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича в Нновосибирском театре оперы и балета. Этот спектакль имеет шансы отвоевать "Золотые маски" в двух номинациях, поскольку органично вписывается в ландшафт нынешнего конкурса. Брутальная режиссура и модернистская сценография подарены театру Гюнтером Кеннеманом, интендантом оперного театра в немецком Карлсруэ. (Именно он много лет назад приютил у себя скандально известный проект переделки "Пиковой дамы" Шнитке--Любимова.) Гастроли Новосибирского театра оперы и балета завершат 4 апреля программу фестиваля. А на следующий день в Большом театре будут названы его лауреаты.
------------------------------------------------------------------------ |