Театральная критикаБесплатный джаз в МосквеФранцузский культурный центр и московский центр искусств "Столица" провели большой пятичасовой концерт. Хотя билеты на него распространялись бесплатно, выступали на нем мастера импровизационной музыки, известные во всем мире.КоммерсантЪ / Среда 25 июня 1997 по случаю французского Дня музыкиСамый знаменитый в России джазовый саксофонист-авангардист и композитор Владимир Чекасин, регулярно выступающий в Центральном доме художника, давно хотел сыграть с довольно известным баскским певцом Бенатом Ачиари и просил Французский культурный центр помочь ему в этом. Такая возможность представилась: во Франции -- Международный день музыки, и по этому случаю французы прислали в подарок Чекасину и московским галломанам (до отказа заполнившим концертный зал ЦДХ; регулярных посетителей чекасинского цикла в зале почти не было) и баскского певца, и его постоянного партнера -- британца Дэвида Холмса.
В первом отделении концерта -- космополитическом -- Ачиари и Холмс, живущие на юге Франции, более или менее достоверно изображали северные шаманские камлания, потом Чекасин, одессит Юрий Кузнецов и литовец Гедиминас Лауринавичюс более или менее плавно перевели все в плоскость интернационального танго. Публике очень понравилось.
В третьем (да-да, в третьем, о втором -- ниже) отделении -- все вышеперечисленные плюс Валерий Семин (электробаян) и Елена Верховская (русский народный ударный инструмент -- трещотка) из ансамбля русской народной музыки "Белый день" еще более плавно перешли от праславянской мистерии (в стиле Дмитрия Покровского, или, точнее, "Народной оперы" Бориса Базурова) в панславянскую песню-пляску. Было весело, и публике снова понравилось.
Но больше всего публике все-таки пришелся по душе французский пианист Солаль, чье сольное выступление заняло все второе отделение "праздника музыки". Национальная гордость Франции, не менее известный любителям кино, чем джазовой публике, Солаль сочинил музыку к полусотне фильмов, в том числе и Жана-Люка Годара. Хотя как пианист Солаль начинал еще в сороковые с двумя легендами французского джаза -- бельгийским цыганом Джанго Рейнхардтом и негритянским саксофонистом Сиднеем Беше, а в 60-е играл авангард с аргентинцем Гато Барбиери, импровизирует он в сущности не в джазовом стиле, а так, как это делали последователи Ференца Листа в кафе-концертах начала века. Свободные вариации на классические джазовые темы, в том числе и с намеками на алжирское происхождение Солаля ("Ночь в Тунисе", "Караван") уснащались соответствующими цитатами (от Шопена до Рахманинова) столь обильно, что временами начинали походить на попурри. Так же безупречно развлекал Солаль избранную публику московского Дома композиторов лет пятнадцать назад. В этом году ему исполняется семьдесят, но и сегодня басы звучат у него не менее четко, чем верхние регистры. И сегодня его быстрые темпы все такие же быстрые, почти как у легендарного Арта Тайтума.
|