Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Умеют ли русские играть блюз?

Под таким названием в концертном зале Центрального дома художников по инициативе и при непосредственном участии российско-американского саксофониста Игоря Бутмана проходил фестиваль видных джазменов из России и США. Несмотря на праздничные дни, жаркую погоду и конкуренцию со стороны масштабных развлечений по соседству (диско-фестиваль в ЦПКиО), оба концерта фестиваля прошли с аншлагом. О фестивале и о феномене Игоря Бутмана рассказывает музыковед ДМИТРИЙ УХОВ.

КоммерсантЪ / Четверг 19 июня 1997

На Независимом джаз-фестивале в Москве русские музыканты играли вместе с американцами

Независимый джаз-фестиваль -- не более чем название. И не самое удачное. Если его организатор Игорь Бутман хотел таким образом подчеркнуть, что его мероприятие не получает из государственной казны дотации, так он отстал от жизни -- все, что связано с джазом (кроме образования), сейчас финансируется из самых разных источников. Неудачной оказалась также аллюзия ко Дню независимости, накануне переименованному в День России.
Наконец, если иметь в виду "независимую музыку" как альтернативное творческое направление малых фирм звукозаписи, существующих (точнее, существовавших) в основном на средства самих музыкантов, то с ней у приятного во всех отношениях джазового мэйнстрима (который представляли и сам Бутман, и практически все его подопечные) еще меньше общего, чем с государственными датами.
Как бы то ни было, но фестиваль привлек большое количество зрителей. Оказывается, не нужно даже заокеанских суперзвезд, чтобы мероприятие удалось. Нужно только обладать опытом, авторитетом и талантом (плюс некоторый минимум организаторских способностей) Игоря Бутмана.
Напомню: братья Бутманы -- Игорь и младший Олег, барабанщик -- начинали в первой половине 80-х в Ленинграде. Игорь, ученик знаменитого шестидесятника Геннадия Гольштейна, эмигрировал в середине 80-х, пройдя основательную школу не только черного соул-джаза, но и рок-андерграунда с самим "Аквариумом" и даже с курехинской "Поп-механикой". Потом молодой саксофонист перешел на официальную работу -- в оркестр Олега Лундстрема и образцово-показательный ансамбль Министерства культуры СССР "Аллегро", по иронии судьбы эмигрировавший в полном составе при первой же возможности.
Саксофонист из "Аллегро" поступил в престижный Беркли-колледж в Бостоне, приобрел запас профессиональной прочности и завел необходимые связи в мире околоджазового шоу-бизнеса. Все это пригодилось ему, когда с 1992 года он стал регулярно наведываться в Россию, привозя с собой перворазрядных американских музыкантов.
На этот раз Бутман решил не ограничиваться одним концертом своего квартета (с питерским пианистом Андреем Кондаковым и американскими звездами первой величины басистом Эдди Гомесом и барабанщиком Ленни Уайтом).
Независимый фестиваль соединил полдюжины американцев с дюжиной россиян в самых разных сочетаниях, Бутман получил в итоге восемь коллективов, сам открыл свой фестиваль квартетом с братом Олегом, грамотным, но ничем не выдающимся пианистом Луисом Шерром из Вашингтона и блестящим контрабасистом Эссиетом Окон Эссиетом (прошедшим джазовые университеты у самого Арта Блэйки вместе с Марсалисами).
Главная черта таланта самого маэстро -- общительность, умение с первых же тактов привлечь внимание аудитории и не отпускать ее от себя. В процессе импровизации он может легко и непринужденно сделать из одной вещи совершенно другую (на этот раз из ностальгической бразильской мелодии -- темпераментный блюз), да так, что публика могла бы ничего и не заметить, если бы он сам не давал ей этого понять.
Но и на солнце есть пятна: Бутману лучше удается все громкое и быстрое -- таким был весь Независимый джаз-фестиваль. Разве что московский пианист Вагиф Садыхов дал публике передышку, тем более что аккомпанировал ему рыцарь барабанов без страха и упрека Марк Джонсон. Именно из-за повышенного динамического уровня остался незамеченным тонкий мастер полутонов и намеков, романтик, продолжающий линию Билла Эванса, Энди Лаверн, которому пришлось ограничиться амплуа аккомпаниатора -- в частности, вокалистки Напуа Девой.
Кстати, на дорогу вокалистам практически не пришлось тратиться: Девой работает в питерских клубах, черный блюзмен Тим Стронг -- в московских.
У Напуа, вообще говоря, есть все, чтобы быть джазовой вокалисткой: природные данные, умение импровизировать в коллективе, профессиональная фразировка, а внешне она даже отдаленно напоминает "леди, поющую блюз" -- великую Билли Холидей. Жаль только, что все эти качества как-то не складываются вместе. К тому же аккомпанировал ей молодой черный саксофонист Джимми Грин, кажется, победитель какого-то конкурса. Но в игре проявляются все недостатки, которые мы склонны были приписывать себе: жидкий звук, Грин суетлив, не слушает партнеров. Такой джаз нам не нужен, своего хватает.
С певцом Тимом Стронгом все наоборот: природа не одарила его ничем, кроме умения подать себя. Для ночного шоу-бизнеса и этого хватает, и невзыскательной публике симпатичный негр-очкарик даже нравится. Но в джазовой среде умение лихо отплясывать "барыню" ценится невысоко, тем более, если певец, однажды не попав в тональность, уже не возвращается в нее.
Андрей Кондаков назвал одну свою вещь словами Эдди Гомеса "В России не умеют играть блюз, но зато метро чистое". Группа, аккомпанировавшая Стронгу, вместе с Бутманом играет блюз лучше негритянского певца.
И еще. Я теперь могу сформулировать, чем отличается джаз-фестиваль от сборного эстрадного концерта. На настоящем фестивале музыканты, выступив, не уезжают на следующую "халтуру", а остаются послушать, что будет дальше,-- неважно, в зале или за кулисами. Открытий на Независимом джаз-фестивале было не так уж много, поэтому тем более важно, что музыканты находили, чему поучиться друг у друга.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков