Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Вагнер в Мариинском театре: рубикон перейден

Революция, о которой давно говорил Валерий Гергиев, свершилась: вслед за оперным Прокофьевым, Шостаковичем и Рихардом Штраусом Мариинский открыл крепко запертую дверь в мифологические пространства Рихарда Вагнера. Событие это до премьеры казалось невероятным. После -- ощущение невероятности не исчезло. Вместе с английским режиссером Тони Палмером художественный руководитель Мариинки сотворил чудо -- чудо воскресения. Воскреснуть должна была вагнеровская традиция, оборвавшаяся в Петербурге 1914 годом, на пике страстей: с абонементами на "Кольцо Нибелунга", мейерхольдовским "Тристаном" и повальной вагнеризацией поэтического цеха символистов.

КоммерсантЪ / Среда 14 мая 1997
Начать с конца, с последнего, самого загадочного вагнеровского творения и сделать его первым вестником возвращения Вагнера в Россию -- этот дерзкий проект Гергиева-дирижера и Гергиева-директора счастливо совпал с планом режиссера Тони Палмера сделать фильм по "Парсифалю" на Страстную пятницу(ы) в преддверии 2000 года. Историческое совпадение состоялось благодаря разговору менеджеров главных героев события. В передаче Палмера он звучал так: "Один из них сказал: 'Знаешь, Гергиев действительно собрался делать Парсифаль, он сумасшедший!', а другой ответил: 'А этот сумасшедший Палмер -- он собирается делать фильм о Парсифале!'" 90-минутный фильм уже куплен многими странами для показа на Страстную пятницу; в случае успеха он станет ежегодным зрелищем. В фильме партию Парсифаля будет петь Пласидо Доминго, и это обсуждению не подлежит. Но теперь Палмер с сожалением признает, что взял бы еще кое-кого из мариинских певцов, не будь уже поздно менять договор.
Уславливаясь о вечерней встрече в царстве Грааля, петербургские и приезжие вагнероманы еще не вполне в нее верили. Но как только со сцены повалил густой и вполне мифологичный дым, а сидящих в партере задел плащ первого из рыцарей, степенно шествующих через зал и оркестровую пропасть, цель, которую ставил Вагнер, заметно приблизилась: немного нужно было, чтобы ощутить себя участником Мистерии.
Сценография и декорации покойного Евгения Лысыка, задуманные для "Лоэнгрина" и задействованные в "Дон-Жуане", символично исполнили свое предназначение в спектакле Палмера. Проступающие сквозь красивые задники огромный иконописный лик Божьей Матери, затем -- Христа связали "Парсифаль" с мариинскими постановками "Бориса" и "Китежа" (к последнему он имеет отношение самое прямое). "Кич!" -- "Нет, не кич!" -- спорили в антрактах. Впрочем, от этой символики легко будет избавиться, если Мариинский не захочет слишком акцентировать первое слово в словосочетании "храм искусства". Хотя вера и религия составляют основу этой "оперы об идеях", она выражается в простой цепочке, вынесенной в эпиграф постановки: от страдания -- к знанию, от знания -- к состраданию, от сострадания -- к любви.
По канонам Страстной пятницы должны были совершиться чудеса. Одним из них было табло с русским текстом, предоставленное Обществом друзей оперы Мариинского театра из Великобритании -- не роскошь, а средство постижения смысла. Нужно также согласиться с Тони Палмером -- чудо то, чего достигли мариинские певцы, освоив незнакомый язык, стиль пения и манеру сценического поведения. Полагая самым главным в музыке "Парсифаля" любовь к тишине, а самым трудным для оперного певца -- отсутствие внешнего действия в этой антиопере, режиссер добился от труппы статуарности скульптурных фигур и полной концентрации на пении.
Акустические чудеса являл хор, изливавший, в подражание Байройту, откуда-то с высоты волшебные звучания. Из оркестровых глубин ему отвечала знаменитая мягкая мариинская медь и рокочущие струнные. Немыслимо тянущаяся в каждом такте ткань "Парсифаля" задает задачу любому дирижеру конца ХХ века. Вступление подарило моменты невероятно долгой тишины, которые было уже трудно соблюсти в дальнейшем. Правда, эта абсолютно медленная, бездейственная и предельно насыщенная музыка вряд ли доступна в своем идеальном воплощении современному слушателю. Речь не о том, что спектакль идет пять часов, а метро закрывается рано. Как сказал Римский-Корсаков: "В 'Парсифале' всегда чувствуется, как Вагнер ни минуты не размышляет о публике и ее требованиях, и это чудесно и вполне достойно уважения". Не забывая о публике, Гергиев все же уплотнил время вагнеровской Мистерии.
В спектакле были несомненные вокальные и актерские удачи. Геннадий Беззубенков (Гурнеманц), как атлант, вынес на своих плечах первый и третий акты; Николай Путилин (Клингзор) произвел фантастическое впечатление: голосу и пластике весьма шли черный колдовской плащ, зловеще длинные ногти и меловая маска. Валерия Стенькина (Кундри) в трех ипостасях -- дикарка, восточная дива и раскаявшаяся грешница; пажи, девы-цветы -- все были удивительно хороши. Пожалуй, за исключением Парсифаля -- Алексея Стеблянко, чей голос и техника все же не явились достаточной компенсацией за облик, менее всего подходящий невинному юноше-простаку: и дело даже не в стати, а в редко покидающем солиста Боннской оперы выражении надменной злобы. Были и другие мелкие неприятности, как, например, не удавшийся трюк с зависающим копьем.
Но что это значит по сравнению с тем, что в Мариинском поставлен "Парсифаль"! Важно теперь только одно: достанется ли спектаклю пусть не бессмертие, так долголетие рыцарей Грааля и, как этого хочет Валерий Гергиев, Мистерия просуществует в театре десять--двадцать грядущих Страстных пятниц.
Тони Палмер (Великобритания) -- один из ведущих режиссеров музыкально-исторических фильмов. Снял около сотни картин, получивших более сорока международных призов. В том числе: о Каллас, Менухине, Бриттене, Хиндемите, Стравинском, Берлиозе, Генделе, Перселле, Вагнере (девять серий, 1992). Планируются фильмы о Джоне Адамсе и Пушкине. В мае в Петербурге демонстрировался его игровой фильм о Шостаковиче "Свидетельство" (1987) с Беном Кингсли в главной роли. На счету Тони Палмера также несколько оперных постановок.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков