Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

"Альтернатива" спасовала перед обаянием подмен

Концерт -- открытие X юбилейного фестиваля "Альтернатива" удивил не только заядлых альтернативщиков из числа музыкантов и меломанов, но и самого героя дня -- композитора Андрея Эшпая. Все удивились его появлению. А многие еще и тому, что ничего удивительного при его появлении не произошло.

КоммерсантЪ / Четверг 08 мая 1997
Премьера Андрея Яковлевича Эшпая стояла в программе "Альтернативы" первым номером. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, ученик Хачатуряна и Софроницкого, автор балетов, мюзиклов, камерных и оркестровых сочинений (в т. ч. "Песни горных и луговых мари"), кантаты "Ленин с нами", хоров (в т. ч. "Из первого послания к коринфянам святого апостола Павла") и музыки для театра и кино (в т. ч. "Адъютант его превосходительства"), Эшпай во вступительном слове сам высказал легкое недоумение от своего участия в фестивале и подозрение в некоторой ему чужеродности. И хотя "Альтернатива" давно не является сильным контекстом, средой или цельным, художественно интенсивным жестом, все же представители советского музыкального истеблишмента появлялись здесь только раз -- в концерте 1989 года "Музыка живая и мертвая".
Теперь пафос красивых противопоставлений выдохся, фестиваль объявил войну "разобщенности музыки" и пытается разыграть карту открытости всем эстетическим ветрам и слушательским массам. Фигура, подобная Андрею Эшпаю, могла бы оказаться не столько чужой, сколько по-своему свежей и парадоксально уместной. У советских композиторов есть большой опыт сотворения музыки серьезной, но не гордой, обращенной к массовому слушателю. Как ни жаль, нечаянной радости из сочинения "BOXY-D" (что означает "Д. Ухов" наоборот) не вышло. Профессионально исполненная, не лишенная обаяния стилизация "разобщенных музык" элегантно проиллюстрировала теоретические положения художественного руководителя "Альтернативы". Цепь эпизодов с цитатой из Колтрейна в разных жанрах -- от старинного мотета до босса-новы -- изящно скроена, но не более. Впрочем, одна деталь развеселила и обрадовала: Эшпай ввел в музыкальный контекст новую значимую анаграмму, которая и стала лейтмотивом его сочинения (DHB -- последовательность нот "ре", "си" и "си бемоль"). Теперь имя Дмитрия Ухова займет достойное место в ряду, где уютно расположились Бах и Шостакович.
Дальнейшие события подтвердили, что к джазу "Альтернатива" испытывает самые нежные чувства -- и через джаз вписывается в сонм российских и западных традиций открытости. Некогда модный эстонский пианист Рейн Раннап изобразил свободную импровизацию. Но за долгое время его отсутствия в Москве силуэт джазообразных рояльных переливов вышел из моды, смотрится уныло, несмотря на попытки преодолеть занудство мощными долбящими аккордами, и уже так же скучен, как музыка вдохновителя Раннапа -- соловья джаза Кейта Джарретта.
Подменой выглядел и австрийский "Мотус-квартет". Он был ужасно симпатичен, но играл словно бы от имени культового квартета "Кронос", родоначальника нового квартетного музицирования (оригинал появится в Москве 17 мая). А поскольку Москва с этой традицией не знакома, адекватно воспринять "Мотус" оказалось сложно. Джаз и рок-н-ролл от Карлы Блей и Чика Кориа до знойного хита Deep Purple "Звезда автострады" в изящных аранжировках второй скрипки квартета Михаэля Радавановича звучали вполне лихо и развлекательно, но энергии на весь зал не хватало. Качества и одержимости тоже. Только под конец вечера, когда квартет затеял очаровательное шоу, все встало на свои места. "Мотус" бросил все попытки показать академический класс и наконец запел. Традиции "Кронос-квартета" пересеклись с традициями квартета "Манхеттен-трансфер" и прихожан баптистов, так же смело распевающих старые темы на современный лад, как "Мотус" -- поп-хиты в академической манере. Остается надеяться на то, что юбилейная "Альтернатива" не ограничится уважаемыми традициями, а покажет собственные оригинальные технологии.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков