Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В Москве выступит знаменитый "Кронос-квартет"

Его гастроль пройдет в окружении концертов фестиваля "Альтернатива"

КоммерсантЪ / Суббота 26 апреля 1997
Явление, известное миру под названием "Кронос-квартет", существует с 1973 года. Но подлинную славу этот уникальный ансамбль -- не только вдохновитель и заказчик множества партитур, но и организующая ось целого мирового панстиля -- завоевал в 80-е годы. За годы своей истории блестящая четверка исколесила почти весь свет и записала более 30 дисков, на которых представлена солидная выборка из квартетной литературы XX века (от Бартока и Шостаковича до Лютославского и Шнитке) -- включающая, разумеется, и полный корпус американского авангарда и минимализма. Играют они блестяще; что не менее важно -- они смогли безмерно расширить границы академической музыки, уложив в изысканные квартетные очертания танго Астора Пиаццолы, джаз Телониуса Монка и даже рок Джимми Хендрикса. Более того, распространяясь в мир на гребне волны поставангарда, "Кронос-квартет" включил в свою музыкальную географию и мировое творчество -- от композиторов Зимбабве и Азербайджана до этнических исполнителей.
Известность квартета давно вышла далеко за пределы академической сферы. Его аудитория включает приверженцев модных стилей неакадемической музыки. Дизайн их дисков меньше всего походит на классическую продукцию, а сами музыканты своим экстравагантным имиджем больше напоминают рок-звезд, чем тружеников академической нивы. Их успех, понятное дело, огромен -- в классических чартах журнала Billboard они занимают первые позиции, где их обгоняют только три тенора, звезда "Метрополитен Опера" Кэтлин Бэттл (особенно если она выступает с джазменом Уинстоном Марсалисом) и скрипач Ицхак Перлман (особенно если он выступает с Кэтлин Бэттл).
Не сходя со сцены почти четверть века, "Кронос-квартет" как будто не проявляет признаков заката. Правда, недавно, вознамерясь после десятилетнего перерыва сыграть Второй квартет Мортона Фелдмана (шесть часов длительностью), музыканты отменили концерт, честно признав, что физических сил на это у них уже не хватает. Но все же, будем надеяться, нас ждут сильные и желанные впечатления.
В Москве "Кронос-квартет" сыграет две программы. Одна называется "Спектр" (от Святой Хильдегарды до Джимми Хендрикса) -- презентация фирменного стилевого набора. Другая -- геополитические "Ночные молитвы" (Франгиз Али-Заде, Ашот Зограбян, София Губайдулина, Хенрик Миколай Гурецкий, Дмитрий Янов-Яновский и Гия Канчели).
Еще несколько лет назад "Кронос-квартет" должен был приехать к нам и сыграть на фестивале "Альтернатива" -- это было еще до того, как фестиваль возглавил знакомый читателю Дмитрий Ухов. Тогда гастроли сорвались. Теперь приезд квартета попадает в точку золотого сечения фестивального расписания. Но в процессе составления афиш возник легкий спор, считать гастроли квартета частью фестиваля или нет.
С финансовой точки зрения ситуация выглядит так. Гастроль осуществляет продюсерское агентство "Зеленая волна". Его владелец Александр Чепарухин (с успехом продавший тувинский ансамбль "Хун-хур-ту" в США, где тот записался вместе с "Кронос-квартетом") спонсоров не имеет и деньги вкладывает сам, на свой страх и риск, а скорее всего -- в убыток. По словам Чепарухина, гастроли выливаются в $50 тыс. У фестиваля "Альтернатива" в отличие от агентства Чепарухина никаких статей доходов нет, а есть лишь надежда, что к концу фестиваля институт фонда Сороса "Открытое общество" расщедрится на некоторую сумму. Почувствовав беду друзей, продюсер частной фирмы Solyd Records Андрей Гаврилов вложил свои $3 тыс. Если считать это вкладом фестиваля, то "Альтернатива" получает шестипроцентное участие. Будем надеяться, что это и есть те шесть процентов альтернативной жирности, которые обеспечат успех концертам.
С творческой стороны ситуация выглядит несколько иначе. Шик устроителя -- достать денег. Шик руководителя -- выразить концепцию фестиваля, хотя бы даже и привязав к нему ленточкой выросший с помощью стороннего устроителя кустик. А концепция у "Альтернативы" действительно есть. И сложилась она -- не в этом году, а уже давно -- под прямым влиянием практики "Кронос-квартета". "Кронос" в Москве никогда не играл, но несколько лет люди ходили на фестиваль фактически его имени и в его честь. Поэтому, не принимая в расчет, конечно, многих важных частностей, можно сказать, что вся поэтика "Альтернативы" -- не что иное, как энтузиастически бесплатное следование путем звездного ансамбля. Академический авангард, минимализм, новый джаз, концептуальный перформанс, этнические исполнители (все это будет и в этом году) -- именно то ассорти, которое в том же порядке процентного убывания заполняет диски и программы "Кронос-квартета".
На сегодняшний день объективная ситуация такова: американские гости готовятся к Москве и не догадываются, что их приезд должен стать долгожданными именинами "Альтернативы" -- если вообще знают о существовании этого фестиваля. Приехав же, "Кронос-квартет" торжественно окажется аккурат посреди огорода, посаженного им самим эдак пятнадцать лет назад.

Современные русские композиторы: София Губайдулина, Гия Канчели, Альфред Шнитке
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков