Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

План по соцреализму перевыполнен

Юрий Темирканов, руководимый им заслуженный коллектив республики, хоры консерватории (худрук Валерий Успенский) и хорового училища (худрук Владимир Беглецов) обеспечили фестивалю "Музыкальная весна в Санкт-Петербурге" аншлаговый и помпезный старт. Изюминка вечера была в том, что место Тринадцатой симфонии Шостаковича, открывшей фестиваль в прошлом году, заняла антагонистичная ей "Песнь о лесах", а компанию ей составила прокофьевская оратория "На страже мира". И поданы оба сочинения были под маркой "Шедевры эпохи социалистического реализма".

КоммерсантЪ / Четверг 17 апреля 1997
В таком свете концерт можно счесть сигналом решительного поворота к безбрежному репертуару советской музыки под влиянием ностальгии по временам внятного социального заказа.
И напрасно. Поскольку если здесь и есть какой-либо пафос, то это стремление к забытому и, следовательно, не заигранному репертуару. А эффектная тема -- необходимая упаковка, которая особенно пригодится для готовящегося сейчас компакт-диска. На поверку музыкальное содержание концерта его названию сопротивлялось. Если шедевр эпохи -- то не "Песнь о лесах", если соцреализма -- то не "На страже мира". Точнее подошло бы, к примеру: "Плоды 1948-го", "Ответы артистов на справедливую критику" или "Решения ЦК ВКП(б) -- в жизнь". В постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 года и на Первом всесоюзном съезде композиторов в апреле 1948-го Шостакович и Прокофьев заняли почетное место в начале списка формалистов. А их сочинения, соответственно, -- в списке запрещенных главреперткомом.
Двумя постпостановленческими ораториями Шостакович (в 1949) и Прокофьев (в 1950) подавали на пересмотр дела, отписывали свой наряд вне очереди, в срочном порядке ликвидировали формалистические изъяны. Результат: две оратории -- две сталинские премии. Первой (Шостакович) и второй (Прокофьев) степени.
Лесонасаждения, народное хозяйство, борьба с суховеем, участие пионеров в лесопосадках ("Песнь о лесах", стихи Долматовского). Поля страны, высокая рожь, самоходный комбайн, посадка лип, строительные леса, поэзия мирного труда -- "тему не искал, она выросла из самой жизни" (Прокофьев об оратории "На страже мира" на стихи Маршака).
Музыкальный матч двух ораторий закончился в пользу Прокофьева. Не столь беспечно свободный, как в Кантате к 20-летию Октября, он все же вновь обошелся с текстом как с игрушкой-конструктором. Умудрившись не заразиться словесным пафосом, он сложил себе из деталей что-то громкое, легкое, эффектное и временами до несуразности забавное: пионерский хор, гарцующий легкой балетной походкой, веселые "ум-ца" в аккомпанементе, обильные ударные приправы и полонез в финальном апофеозе.
Этот путь для Шостаковича был отрезан после юношеских сочинений, и ему из петли жанра выскользнуть не удалось: тяжеловесная громада оживает только в истовых кульминациях.
Гром оваций мог бы заставить советолога сделать вывод о том, что крепнущая ностальгия по СССР включает уже и такие приметы прошлой жизни, как парадное, патриотическое, идеологически выдержанное произведение в академическом жанре. И сделать ошибку. Потому что для основной части филармонического населения в такие вечера, когда на сцене Темирканов, а в зале -- весь свет, вопрос о том, что исполняется -- шедевры соцреализма или венского классицизма -- особого значения не имеет.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков