Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Японская женщина в омских песках

В понедельник в театре Вахтангова состоялась церемония вручения российской театральной премии "Золотая маска". Изначально задуманная как премия московская, "Маска" вот уже второй год имеет общероссийский статус и называет себя "национальной театральной премией". Церемониальный вечер едва не завершился скандалом. Одно это еще раз подтвердило, что до столь высокого статуса очередной театральной премии предстоит дорасти.

КоммерсантЪ / Среда 26 марта 1997

Церемония

Самой приятной и праздничной частью церемонии был сбор гостей. Пока двери зала не открылись, публика -- театральные звезды, номинанты, журналисты, спонсоры, закулисные сплетники и городские сумасшедшие -- фланировала по лестницам и фойе Вахтанговского театра. Люди благоухали, восклицали, лобызались и обсуждали возможные результаты.
Но когда все расселись, началось нечто в высшей степени странное. Разрывателям конвертов, среди которых были Марк Захаров и Ролан Быков, Юлия Борисова и Илзе Лиепа, Алла Демидова и Инна Чурикова, за кулисами было предложено рассказать по случаю из жизни. Последствия оказались катастрофическими. Страшно описать, какими средствами актер Маковецкий и неизвестный нам звукорежиссер театра Вахтангова пытались остановить нескончаемый поток мемуаров Галины Улановой. Великую балерину встретили стоя и овацией, а провожали едва ли не со смехом. Ни она, ни публика в том не виноваты. Видимо, церемониймейстеры забыли предупредить Галину Сергеевну о регламенте.
При этом подбор номеров, которыми перемежалось вскрытие конвертов, оказался донельзя произвольным, невнятным и практически невыносимым. Иногда ведущие -- Сергей Маковецкий и Юлия Рутберг -- пытались шутить, иногда умничать. Все получалось невпопад, через силу и в тягость публике. Нелепость громоздилась на нелепость. Удивительно, но создателям этого бессмысленного четырехчасового мучения одновременно отказали и ум, и вкус. К середине второго отделения терпение театрального бомонда оказалось на исходе. И когда некто, кого ведущие объявили как "тень Алисы Коонен", принялся завывать на сцене какую-то ахинею, из зала раздались дружные крики "Позор!".
Это было невежливо по форме, но справедливо по формулировке. "Ну что вы так сразу, ну какой же это позор. Это ж мы так шутим", -- увещевал народ Маковецкий.
Творцы церемонии (в списке причастных к ней мелькнули имена режиссера Владимира Мирзоева и драматургов Елены Греминой и Михаила Угарова), видимо, перепутали жанры. Мероприятию, которое по определению не может быть ничем, кроме светского буржуазного ритуала, попытались сделать некую авангардно-абсурдистскую прививку.
К счастью, завершился вечер на совсем другой ноте. У финала церемонии были другие герои и другие авторы. "Маски" в номинации "За честь и достоинство" получили актриса Омского театра Елена Псарева и драматург Александр Володин. Председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин сказал о них простые и точные слова. Два человека, прожившие жизни честно и с достоинством, в свою очередь, не сказали ни слова.

Результаты

Любое жюри для того и создано, чтобы его критиковали. Каждый имеет свое мнение и волей-неволей сверяет его с вердиктом судей, каждый пытается понять скрытые механизмы и подводные течения. О том, что жюри "Маски" удалось распределить премии согласованно и быстро, свидетельствует тот факт, что последнее заседание продлилось всего на три часа дольше запланированного и закончилось в пять утра в понедельник.
И правда, задача для членов жюри была непростой -- двадцать конкурсных номинаций. Задачу они себе несколько облегчили, отказавшись называть победителей в трех номинациях. Не вручали "Маску" за лучшую работу художника в музыкальном театре. Не стали выбирать между Борисом Эйфманом и Евгением Панфиловым, обнулив таким образом результат конкурса балетмейстеров. Умерла, не успев толком родиться (ее придумали только в этом году), номинация за лучшую оперетту.
Кукольная номинация, по нашему мнению, была самой содержательной, совсем без балласта (обзор претендентов читайте на стр. 13). И маски между тремя спектаклями были распределены единственно верным и справедливым образом.
С чем еще "Маску" этого года можно поздравить -- так это с оперной номинацией. И по отбору спектаклей, и по учиненному над ними суду. "Игрок" Мариинского театра собрал абсолютно законный урожай премий (сам спектакль, дирижер Гергиев, певец Галузин). А если режиссера Чхеидзе и можно было кому-то принести в жертву, то только постановщику московской "Богемы" Тителю.
Третий спектакль, "Любовный напиток" петербургского театра "Зазеркалье", без особого отрыва занимал достойное третье место. Наградой ему был спецприз тенору Акимову, и мы тоже скажем о нем доброе слово: по количеству выдумки и ласково-задиристой атмосфере "Зазеркалье" трудно с кем-то сравнить. Слава судьям, наградили и Мими из московской "Богемы" -- Ольга Гурякова действительно одна из считанных наших певиц мирового класса (будем надеяться, она станет петь еще прекраснее, а также научится выбирать туалеты для светских раутов).
Все прекрасно и с балетом: "Симфония до мажор" Баланчина и Ульяна Лопаткина в ней. А самое главное -- воздержание от премий хореографам: рядом с шедевром Баланчина смешно говорить об Эйфмане и Панфилове. Что касается танцовщика Маркова, то профессиональный уровень, с которым исполняется самоуверенная галиматья Эйфмана, не вызывает сомнений даже у крайних снобов.
Однако прекрасный вердикт по музыкальному театру не снимает вопроса: может ли драматический актер, даже самый обаятельный, быть судьей, например, дирижерского искусства? Занятно, что жюри, на две трети состоящее из людей драматического театра и лишь на треть из музыкантов, оказалось мудрее в музыке, чем в драме. Очевидно, про музыку они благоразумно решили спросить сведущих людей. В драматическом же театре, считается, понимает каждый.
Номинация "лучший спектакль драматического театра" была самой большой, но и самой небрежной по отбору. Если жюри и решило строго указать на это экспертам, то сделало оно это весьма своеобразно.
Пять "драматических" номинаций разделили между собой всего два спектакля из семи представленных. В давнем споре о том, можно ли считать музыкальное действо "Плач Иеремии" Анатолия Васильева драматическим спектаклем, жюри решило поставить жирную точку. Работа театра "Школа драматического искусства" победила именно как лучший спектакль. И заодно взяла "Маску" за лучшую сценографию.
Но неожиданным счастливцем все же оказался спектакль "Женщина в песках" Омской драмы, забравший и премию за лучшую режиссуру, и обе актерские "Маски". Многих критиков такое решение повергло, мягко говоря, в недоумение. Не видевшие этой камерной постановки на выходе из театра допытывались у видевших: "Неужели это так гениально?"
Нет, совсем не гениально. И вообще -- ничего особенного. Нормальный средний спектакль, со средними актерскими работами, с грамотной, но лишенной и отдаленного намека на художественные открытия режиссурой. Его создателей совершенно не в чем упрекнуть, можно наградить их ворохом сочувственных добрых слов, можно за них порадоваться, но говорить о премиях национального масштаба в связи с омской "Женщиной в песках" просто странно. Тем более, если вспомнить, что и Петр Фоменко ("Пиковая дама"), и Кама Гинкас ("Казнь декабристов") остались вообще ни с чем.
Что хотело сказать жюри, поощрив аж тремя масками театральный середнячок, остается только гадать. Равнение на середину? Если да, то смешанное, к тому же с добровольным национальным унижением. Когда японская актриса была включена в номинацию, многие посчитали это не более чем экстравагантной приправой к меню "Маски". Но именно симпатичная японка в голубом кимоно поднялась на сцену и получила зеркально-золоченую награду.
Принадлежность театра к той или национальной культуре определяется в первую очередь языком. Способная японская актриса играет роль на японском языке. Может ли это быть признано фактом российского театра? А тем более высшим его достижением, даже в рамках одного сезона? Эта "Маска" -- незаслуженное унижение не только для Людмилы Максаковой и Светланы Замараевой, которые японке якобы проиграли.
Короче говоря, тут крупный конфуз у вас вышел, господа судьи. Если не сказать крепче.
Лауреаты театральной премии "Золотая маска"

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Спектакль -- "Плач Иеремии" (театр "Школа драматического искусства", Москва)
Режиссер -- Владимир Петров ("Женщина в песках", Театр драмы, Омск)
Женская роль -- Араки Кадзухо ("Женщина в песках")
Мужская роль -- Михаил Окунев ("Женщина в песках")
Художник -- Анатолий Васильев, Игорь Попов ("Плач Иеремии")

ОПЕРА

Спектакль -- "Игрок" (Мариинский театр)
Дирижер -- Валерий Гергиев ("Игрок", Мариинский театр)
Мужская роль в музыкальном театре -- Владимир Галузин ("Игрок")
Режиссер музыкального театра -- Александр Титель ("Богема", Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Москва)
Женская роль в музыкальном театре -- Ольга Гурякова ("Богема")

БАЛЕТ

Лучший спектакль -- "Симфония до мажор" (Мариинский театр)
Женская роль в балете -- Ульяна Лопаткина ("Симфония до мажор")
Мужская роль в балете -- Игорь Марков ("Карамазовы", Театр балета Бориса Эйфмана, Петербург)
Балетмейстер -- премия не присуждена
Художник музыкального театра -- премия не присуждена

ОПЕРЕТТА

Лучший спектакль -- премия не присуждена

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Лучший спектакль -- "Песня о Волге" (Театр сатиры на Васильевском острове, Петербург)
Режиссер -- Илья Эпельбаум ("Гастроли Лиликанского Большого Королевского театра в России", Театр "Тень", Москва)
Художник -- Андрей Ефимов ("Картинки с выставки", Театр кукол, Екатеринбург)
Актерская работа -- Виктор Платонов ("Песня о Волге")
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков