Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

София Губайдулина и Вадим Дубровицкий подарили нам то, "о чем мы мечтали когда-то"

В Москве начался Второй международный фестиваль современной музыки. Больше чем это название, рискующее только запутать наши представления об отечественной музыкальной жизни, фестиваль характеризует подзаголовок, состоящий из трех имен: "София Губайдулина -- Арво Пярт -- Валентин Сильвестров". Концерты фестиваля проходят в залах консерватории каждый день, со 2 по 8 марта.

КоммерсантЪ / Суббота 04 марта 1995
Чтобы все-таки немного разобраться с историей, скажем, что Первый фестиваль (получивший номер и название задним числом) назывался "София Губайдулина и ее друзья". Он прошел осенью 1993 года в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани. Провинциальные города уже не впервые обходят Москву: достаточно вспомнить, что и первые авторские фестивали Губайдулиной, Сильвестрова, Тертеряна и Шнитке также прошли не в столице.
Нынешняя программа тоже не сделает москвичей первооткрывателями -- несколько дней назад ее в неполном виде уже услышали екатеринбуржцы. Но так и было задумано устроителями: фестиваль проводит Продюсерская фирма Вадима Дубровицкого совместно с Росинтерфестом и Министерством культуры, а также Союзом композиторов России и правительством Москвы. В 1993 году Дубровицкий был один, и на Москву у него просто не хватило денег.* Теперь затея, связанная с именем Губайдулиной, ни у кого сомнений не вызывает.
Накануне открытия главные герои дали пресс-конференцию. София Губайдулина трогательно благодарила организаторов и исполнителей -- как давних друзей, чья инициатива когда-то породила идею фестиваля, так и новых приверженцев ее искусства. Сама Губайдулина как всегда продемонстрировала удивительное сочетание скромности, тактичности и точности со способностью находиться вне прозаической власти времени. Свою жизнь, по ее словам (вызвавшим жгучую зависть присутствовавших), она не загадывает дольше чем на три дня вперед. А ответ на вопрос, как складываются ее рабочие будни в предместье Гамбурга, прозвучал в ее устах почти как цитата из "Записок у изголовья" -- упоительного образца средневековой японской прозы: "Я живу в деревне. У меня там есть тишина, и у меня там есть дерево..."
Арво Пярт ко дню пресс-конференции еще не прибыл из Берлина; Валентин Сильвестров приехал из-под Киева и не упустил случая поиронизировать над наивным журналистом (коллега был уверен, что все бывшие советские композиторы живут ныне в Германии) и заявил, что расценивает Второй фестиваль современной музыки как репетицию нашей общей встречи на том свете. Не менее существенным показалось и признание Гидона Кремера: он назвал фестиваль данью прошлому, словно собранному вновь из осколков -- подпольных концертов, полузапретных премьер. Состоялось "то, о чем мы мечтали когда-то", признался замечательный скрипач.
В самом деле, начавшийся фестиваль можно прибавить к ряду ретроспективных выставок советских неофициальных художников (таких, как "Другое искусство"). Вместе с тем, есть надежда услышать немало хорошей музыки: и Пярт, и Сильвестров, и особенно Губайдулина, продолжают много писать, а программа составлена большей частью из новых (или не звучавших в Москве) произведений. Кроме того, когда мы говорим про усталость стилей, исчерпанность поэтик, инерцию и академизм, то язык, уверенно произнесший "Шнитке" и "Денисов", именно на этих именах скорее всего споткнется.
Но все это предстоит проверить в ближайшие дни. Пока же мы можем говорить только о первом концерте, которым фестиваль с отрадной для устроителей давкой открылся в Рахманиновском зале консерватории. Он был полностью посвящен музыке Софии Губайдулиной и символизировал преемственность поколений ее исполнителей. Недавно созданный при консерваторской аспирантуре ансамбль "Студия новой музыки" во главе с молодым дирижером Игорем Дроновым исполнил сочинения двух последних лет: Размышления о хорале Баха "Вот я пред Твоим троном" для клавесина и струнных (солист -- Михаил Дубов) и хоровое сочинение "Теперь всегда снега" на стихи Геннадия Айги -- поэта, с которым Губайдулину связывает давнишняя творческая дружба. В этом произведении к ансамблю присоединился Камерный хор Московской консерватории, организованный маститым хормейстером Борисом Тевлиным специально для исполнения этой партитуры. Виртуозное хоровое письмо и, как всегда, оригинальная структура большого пятичастного цикла так же свидетельствовали о мастерстве композитора, как контраст идеально чистых и трагически мрачных красок -- о мире ее образов (московское исполнение цикла Губайдулина посвятила памяти Владислава Листьева).
Тем не менее, на фоне новых сочинений нисколько не померкли известные: ранее исполнявшиеся "Музыка для клавесина и ударных из коллекции Марка Пекарского" (играли постоянные исполнители Губайдулиной Иван Соколов и сам Пекарский), Соната для двух ударников (1 и 3-я части) -- на взгляд корреспондента самая сильная вещь программы -- и печальная, словно лишенная "музыки", эпитафия композитору Луиджи Ноно под названием "Слышишь ли ты нас, Луиджи? Вот танец, который станцует для тебя обыкновенная деревянная трещотка" (в исполнении ансамбля ударных Пекарского).
В третьем отделении (представьте себе насыщенность фестивальной программы) вновь звучал новый опус -- "В ожидании", для квартета саксофонов и ансамбля ударных.
О дальнейших концертах читайте в следующих номерах.

София Губайдулина родилась в г. Чистополе Татарской АССР. В 1954 году окончила Казанскую консерваторию, в 1959 -- Московскую (по классу композиции Н. И. Пейко), в 1963 -- аспирантуру (у В. Я. Шебалина). С тех пор работала в Москве как свободный художник. Автор более ста произведений (включая музыку к фильмам). Мировая известность пришла к Губайдулиной в 1985. Первый авторский фестиваль был проведен в 1990 в Свердловске. Затем прошли фестивали в Италии, Японии, Германии. С 1991 живет в Германии. Губайдулина -- лауреат международных премий, имеет почетные звания.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков