Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Филип Гласс, Жан Кокто, чудовище и видеоэкран

Из трех премьер, представленных в последнее время мировой оперной аудитории, самую сдержанную реакцию вызвала опера "Лолита" Родиона Щедрина. Бурное одобрение заслужили "Красавица и чудовище" -- "опера для оркестра и кинофильма" Филипа Гласса и оратория, составленная из музыки Сергея Прокофьева к фильму Эйзенштейна "Иван Грозный". Впрочем, в последнем случае на стороне произведения была только простодушная публика, восторг которой не захотели поддержать эрудированные профессиональные критики.

КоммерсантЪ / Среда 11 января 1995
Неприятие ораториальной версии "Ивана Грозного" итальянскими критическими светилами коренится в самой истории создания произведения. По мнению обозревателя газеты Corriere Della Sera, фильм Эйзенштейна "Иван Грозный" -- "амбициозная лента, состоящая из трех частей, так и оставшаяся незаконченной из-за возникших в работе препятствий". Основным содержанием фильма является "темный, глубокий восточный деспотизм, которого не понять без чтения 'Писем из России' маркиза де Кюстина". А вот Прокофьева, на взгляд критика, отличает "реалистически-повествовательный музыкальный язык, недоступный формалистическому влиянию, например, Шостаковича". Признавая наличие в прокофьевской кинопартитуре эпизодов высокого качества и отмечая, что композитору удалось создать собственную музыкальную систему, ни в коей мере не подавляющую его личность, критик считает, что музыке фильма недостает развития, а целое мозаично и фрагментарно.
Но самое большое удивление коллеги вызывают поступки двух видных музыкантов. Первому из них, Абраму Стасевичу, пришло в голову после смерти композитора превратить звуковое сопровождение фильма в ораторию. Второму, Риккардо Мути, -- исполнить эту вещь в "Ла Скала". Маэстро Мути, наверно, хотел вспомнить свои юные годы, когда нередко дирижировал партитурами вроде этой, веря в их художественную ценность. Обозреватель признает, что лучшего исполнения, в котором приняли участие русские певцы Нина Терентьева, Сергей Лейферкус и Александр Лазарев, представить невозможно. Но его не оставляет убеждение, что талант артистов можно было бы использовать для интерпретации более достойной музыки. Публика же отнеслась к произведению совсем по-другому, и "Иван Грозный" встретил в Милане триумфальный прием.
Этого нельзя сказать про другую премьеру, также освященную именами выдающихся музыкантов и давно ожидавшуюся. Шведская королевская опера в Стокгольме показала премьеру оперы Родиона Щедрина "Лолита". В ней композитор решился осуществить то, что в свое время оказалось не по плечу Леонарду Бернстайну. Автора "Вестсайдской истории", мечтавшего написать произведение по роману Набокова, где партию Гумберта Гумберта исполнял бы Дитрих Фишер-Дискау, остановила интеллектуальная насыщенность литературного повествования и сложности, связанные с исполнением роли нимфетки. Родиону Щедрину, по-видимому, посчастливилось эти проблемы решить. Автор "Озорных частушек" пожертвовал многими деталями и второстепенными персонажами романа, но постарался сохранить дух набоковской словесной игры.
Либретто оперы построено в виде цепочки воспоминаний, посещающих Гумберта Гумберта в тюремной камере. Его преследуют видения суда (мужской хор) и убитого им развратного драматурга. Создается впечатление, что героя мучают угрызения совести, хотя у Набокова на это нет и намека. Сама опера оказалась вполне добротной, но не более того. Она идет три с половиной часа, и поскольку драматургия и музыка достаточно вялы, кажется затянутой. По мнению критиков, три оркестровые интерлюдии можно было бы безболезненно сократить, а банальные песенки двух девочек-мотыльков вообще выкинуть. Лучшим номером была признана Sancta Maria в исполнении хора мальчиков, возвращающая мысли Гумберта Гумберта к временам его первой трагической любви.
Королевской опере удалось найти идеальную исполнительницу главной роли. 25-летняя Лиза Густаффсон обладает почти всеми качествами Лолиты -- сначала она выглядит и звучит как эмоционально незрелая девочка-подросток, а позже вполне убедительно превращается в неопрятную беременную домохозяйку. Баритон Пер-Арне Валгрен, исполняющий очень длинную партию Гумберта Гумберта, беспрерывно прикладывается к бутылке и не всегда точен, но в целом довольно сносен. Тенор Бьерн Хауган в роли драматурга Куилти производит прекрасное впечатление. Сексуальные сцены, правда, лишены набоковской поэтичности, но возмутить могут разве что завзятого ханжу. Декорации создал известнейший сценограф Джон Конклин, вдохновившийся живописью Эдварда Хоппера и американским сюрреализмом. "Лолита" стала очередным оперным проектом Мстислава Ростроповича, активно работающего в области современного репертуара. Маэстро, считающий, что новое произведение Щедрина идеально соответствует природе набоковского романа, дирижировал старательно. Тем не менее, результат оказался достаточно вялым.
Если "Лолита" -- традиционная опера, а "Иван Грозный" -- оратория, собранная из киномузыки, то "Красавица и чудовище" -- новое произведение знаменитого мастера американского минимализма Филипа Гласса -- некий новый жанр, названный автором "оперой для оркестра и кинофильма". В качестве материала Гласс использовал фильм Жана Кокто "Красавица и чудовище" с Жаном Маре в главной роли. Фильм показывается на видеоэкране, расположенном в глубине сцены. Однако оригинальная звуковая дорожка в проекте почти не используется. На авансцене располагается полукругом Philip Glass Ensemble, которым дирижирует бессменный Майкл Ризман. Ансамбль состоит из трех саксофонистов, клавишника и звукорежиссера. Между ними расположены микрофоны, в которые поют меццо-сопрано Александра Монтано (Красавица), баритон Грегори Пурнхаген (Чудовище, принц) сопрано Халли Нэйл (Фелиция, Аделаида) и бас Дзенг Джу (Отец, Людовик и Ростовщик). Певцы исполняют свои фразы совершенно синхронно с движением губ актеров на экране. На сцене царит световой хаос, который, впрочем, не мешает видеть изображение. Чтобы подчеркнуть драматические эффекты сценария Кокто, Гласс прибегнул к большему разнообразию музыкальных и вокальных средств, нежели те, которое обычно отличают его минималистские творения: в некоторых местах он вводит фрагменты оригинальной звуковой дорожки. Впервые опера была показана летом на Festival de Gibellina на Сицилии и пленила итальянцев. Зал Бруклинской музыкальной академии, где давалась американская премьера, был также полон, а результат превзошел все ожидания. В ближайшее время Гласс планирует подобную же постановку "Ужасных родителей".

На Стокгольмскую постановку "Лолиты" Щедрина чуть было не был наложен судебный запрет. Композитор не позаботился об авторских правах -- а все они принадлежат Дмитрию Набокову, сыну писателя. Тот, в свою очередь, продал право на создание драматической версии "Лолиты" одной из голливудских кинокомпаний, затевающей очередную киноверсию романа (первый фильм по "Лолите" снял Стенли Кубрик). В качестве выхода из положения было решено, что опера не может исполняться на английском, русском и немецком языках, но против шведского обладатели прав возражать не станут. Набоков-младший присутствовал на премьере и, вдохновленный работой Щедрина и Королевской оперы, заявил: "Это единственный случай, когда можно сказать, что увидь это отец -- он был бы счастлив". Другим препятствием к осуществлению постановки стали выступления шведских защитников детей, утверждавших, что постановка может спровоцировать извращения и насилие. Директору оперы Эскилю Хембергу пришлось выступать по национальному телевидению, доказывая, что искусство призвано отражать социальные проблемы, а опера, если ей запрещают показывать человеческие пороки, не имеет будущего.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков