Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Вечное возвращение

70-летие Ханса-Вернера Хенце отмечают не только Берлинские недели, но и вся Германия, которую композитор запальчиво покинул уже много лет назад. Вышли в свет его мемуары, проливающие беспощадный свет на политические, творческие и человеческие шатания выдающегося художника. А Ганноверская опера предложила своим терпеливым зрителям полный, несокращенный вариант самой длинной оперы юбиляра "Король-олень", написанной по мотивам сказки Карло Гоцци. Из Ганновера -- АЛЕКСЕЙ ПАРИН.

КоммерсантЪ / Четверг 21 ноября 1996
Нашим зрителям тонкая материя этой сказочки из сундука венецианского затейника знакома: в далекие времена куклы Образцова добротно разыгрывали чудесные превращения, а Сергей Юрский творил чудеса на музыкальном киноэкране. Впрочем, различия в разработке сюжета между очаровательным мюзиклом Таривердиева и оперой Хенце столь же велики, как, скажем, между "Орфеем в аду" Оффенбаха и "Орфеем" Глюка. Немецкий композитор, молодой и полный сил (дело было сорок лет тому назад), задумал ни много ни мало через гоцциевскую модель заново мистически осмыслить мир -- мир вообще и мир музыки в частности -- и написал сочинение, равное по протяженности "Тристану и Изольде" Вагнера.
Хенце противопоставил себя как строгому дармштадтскому авангарду, так и ползучему традиционализму. В ставке на "певучесть" и неприятии радикализма, в обращении к эстетской философской сказке слышался вызов своему суровому времени -- а в 1956 году немецкий музыкальный мир не был готов к возведению подобных выходок на пьедестал почета. Замах Хенце на шедевр читался не закономерным шагом таланта, а амбициозной эскападой. К тому же в вольной итальянской стихии сюжета и музыки, бесшабашно-средиземноморском смешении фарса и трагедии была и немалая толика германофобии, которую в то время Хенце и не пытался скрывать.
Зыбкого и лиричного, к тому же тщательно простроенного "Оленя" искромсали в клочья, сократили чуть ли не вдвое, и берлинская премьера 1956 года превратилась в акт композиторского унижения. Хенце и либреттист Хайнц фон Крамер пытались спасти положение и, наступая на горло собственной песне, мастерили новые версии. Со временем Хенце все же завоевал право быть сколь угодно оригинальным -- и в 1985-м в отважном Штутгарте впервые была дана полная версия "Оленя". Но спектакль имел умеренный успех и быстро умер.
И вот новую жизнь итало-германскому созданию дал новый генеральмузикдиректор Ганноверской оперы, молодой дирижер Андреас Дельфс, рискнувший развернуть многострадальную партитуру во всю ширь. Его акция удалась: все пять часов публика сидит как завороженная, а отдельные ренегаты не делают погоды. Философская основа живет внутри художественной ткани -- живет не скелетом, а мышцами. Музыка же Хенце проявляет самую простую из всех способностей -- брать в плен и не отпускать. Наше время открывает и неожиданные грани -- капризная "полистилистика" попадает в силовое поле современного постмодерна и чувствует себя как дома, а щедрость фантазии оказывается под стать гринуэевской. Найденные Андреасом Дельфсом краски наконец-то сделали из "Оленя" ровно то, на что он преждевременно претендовал в свое время, -- оперный шедевр XX века, рядом с которым упоминание "Тристана и Изольды" выглядит отнюдь не смехотворно.
Стоит добавить, что уровень хора и оркестра, как и вокальные достижения певцов (Габриэле Фонтана, Каролине Штайн, Альфонс Эберц, Ханс Зойер, Эдгар Шефер), грандиозны -- при том что партии Хенце требуют виртуозности, как у Россини, значительности, как у Вагнера, и ритмической остроты, как у Стравинского. Правда, режиссура интенданта оперы Ханса-Петера Лемана в очередной раз справляет праздник ходульности, а занятная сценография Олафа Цомбека не в состоянии выстроить за режиссера большой мир, адекватный музыке. Но музыке на это наплевать: интригуя, завораживая и пугая, она растет вверх как мощное дерево веков, а вместе с тем -- изысканное строение сегодняшнего вкуса.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков