Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Электронная одиссея продолжается

К столетию Льва Термена

КоммерсантЪ / Пятница 01 ноября 1996
Бурная биография Льва Термена -- в 20-е годы советского инженера, в 30-е -- американского предпринимателя, в 40-е -- магаданского зэка, в 50-80-е -- рядового сотрудника московских лабораторий, умершего всего три года назад на пороге нового признания -- уже стала предметом популярных изданий, научных исследований и нескольких документальных кинофильмов. Тем не менее организаторам "Дней Термена" -- Лидии Кавиной и московскому "Термен-центру" -- удалось не только раскрыть новые страницы биографии неутомимого изобретателя, но и подтвердить художественные перспективы судьбы его главного детища -- "терменвокса".
Лидия Кавина осваивала "терменвокс" еще с пионерских лет под руководством самого Термена, затем окончила Московскую консерваторию как композитор и теперь пропагандирует его инструмент во всем мире (в "Днях Термена" принял участие ее японский ученик Масами Такэучи). Несколько сезонов Кавина "изображала на 'терменвоксе' чудеса" в спектакле "Алиса в стране чудес" гамбургской труппы Thalia, где композитором и автором песен был Том Уэйтс, а постановщиком -- Роберт Уилсон. В Москве она и ее последователи показали историю "терменвокса" как салонного инструмента (от "Лебедя" Сен-Санса до "Колыбельной Светланы" Хренникова), в то же время вдохновляющего и современных экспериментаторов.
На конференции был показан, среди прочих, документальный фильм американца Стивена Мартина "Термен -- электронная одиссея", снятый в последние годы жизни изобретателя. Благодаря именно этому фильму, премьера которого состоялась в Лондоне буквально за день до смерти самого героя 3 ноября 1993 года, "терменвоксом" заинтересовались два коллектива, выступившие во втором из двух концертов "Дней Термена". Лондонский дуэт Lee & Dawes (музыкант и актер) показал мультимедиаспектакль "В эфире" с кинопроекцией, светом и русским текстом, за ночь написанным руководителем "Термен-центра" Андреем Смирновым: по изобразительному ряду и звукам это было нечто среднее между синусоидами "Раскачивающихся динамиков" Гордона Монахана и ретро-коллажем образца "Беспроволочной фантазии" Владимира Усачевского.
Трио из Вены Lux Flux продемонстрировало скорее пантомиму, построенную только на эффекте приближения-удаления от инструмента, отвечавшего низкими урчаще-пищеварительными звуками. А наибольшее впечатление на переполненный зал театра-студии "Человек" произвели Glissandi москвича Хорхе Кампоса в исполнении Лидии Кавиной и танцевального дуэта, известного в Москве как "Театр Сайры Бланш". Дуэт, сидящий на табуретках, старательно приспособил свои движения к роботообразным жестам играющей Кавиной, и в результате получилось нечто вроде пластики группы Kraftwerk или, если угодно, "Авиа" -- только собраннее и современнее.
Организаторам "Дней Термена" удалось превратить академичное мероприятие в подлинно творческое. Показательно, что в юбилейных бдениях принял участие не кто-нибудь, а сам доктор Роберт Муг, легендарный создатель первого общедоступного электромузыкального синтезатора, так и названного его именем. Начиная с "Включенного Баха" ("Switched-on Bach"), супершлягера 68-го года, на синтезаторе "муг" воспиталось как минимум два поколения рок-музыкантов. То, что юный Боб Муг начинал в 50-е годы с изготовления "терменвоксов", общеизвестно, а вот то, что он, без которого не было бы ни "Оркестра Махавишну", ни трио "Эмерсон, Лейк и Палмер", упорно продолжает заниматься, казалось бы, устаревшей игрушкой эпохи беспроволочного телеграфа, верит в ее аналоговое прошлое и даже обещает через год выпустить "MIDI-терменвокс", для многих прозвучало как откровение.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков