Театральная критикаЭлектронная одиссея продолжаетсяК столетию Льва ТерменаКоммерсантЪ / Пятница 01 ноября 1996 Бурная биография Льва Термена -- в 20-е годы советского инженера, в 30-е -- американского предпринимателя, в 40-е -- магаданского зэка, в 50-80-е -- рядового сотрудника московских лабораторий, умершего всего три года назад на пороге нового признания -- уже стала предметом популярных изданий, научных исследований и нескольких документальных кинофильмов. Тем не менее организаторам "Дней Термена" -- Лидии Кавиной и московскому "Термен-центру" -- удалось не только раскрыть новые страницы биографии неутомимого изобретателя, но и подтвердить художественные перспективы судьбы его главного детища -- "терменвокса". Лидия Кавина осваивала "терменвокс" еще с пионерских лет под руководством самого Термена, затем окончила Московскую консерваторию как композитор и теперь пропагандирует его инструмент во всем мире (в "Днях Термена" принял участие ее японский ученик Масами Такэучи). Несколько сезонов Кавина "изображала на 'терменвоксе' чудеса" в спектакле "Алиса в стране чудес" гамбургской труппы Thalia, где композитором и автором песен был Том Уэйтс, а постановщиком -- Роберт Уилсон. В Москве она и ее последователи показали историю "терменвокса" как салонного инструмента (от "Лебедя" Сен-Санса до "Колыбельной Светланы" Хренникова), в то же время вдохновляющего и современных экспериментаторов. На конференции был показан, среди прочих, документальный фильм американца Стивена Мартина "Термен -- электронная одиссея", снятый в последние годы жизни изобретателя. Благодаря именно этому фильму, премьера которого состоялась в Лондоне буквально за день до смерти самого героя 3 ноября 1993 года, "терменвоксом" заинтересовались два коллектива, выступившие во втором из двух концертов "Дней Термена". Лондонский дуэт Lee & Dawes (музыкант и актер) показал мультимедиаспектакль "В эфире" с кинопроекцией, светом и русским текстом, за ночь написанным руководителем "Термен-центра" Андреем Смирновым: по изобразительному ряду и звукам это было нечто среднее между синусоидами "Раскачивающихся динамиков" Гордона Монахана и ретро-коллажем образца "Беспроволочной фантазии" Владимира Усачевского. Трио из Вены Lux Flux продемонстрировало скорее пантомиму, построенную только на эффекте приближения-удаления от инструмента, отвечавшего низкими урчаще-пищеварительными звуками. А наибольшее впечатление на переполненный зал театра-студии "Человек" произвели Glissandi москвича Хорхе Кампоса в исполнении Лидии Кавиной и танцевального дуэта, известного в Москве как "Театр Сайры Бланш". Дуэт, сидящий на табуретках, старательно приспособил свои движения к роботообразным жестам играющей Кавиной, и в результате получилось нечто вроде пластики группы Kraftwerk или, если угодно, "Авиа" -- только собраннее и современнее. Организаторам "Дней Термена" удалось превратить академичное мероприятие в подлинно творческое. Показательно, что в юбилейных бдениях принял участие не кто-нибудь, а сам доктор Роберт Муг, легендарный создатель первого общедоступного электромузыкального синтезатора, так и названного его именем. Начиная с "Включенного Баха" ("Switched-on Bach"), супершлягера 68-го года, на синтезаторе "муг" воспиталось как минимум два поколения рок-музыкантов. То, что юный Боб Муг начинал в 50-е годы с изготовления "терменвоксов", общеизвестно, а вот то, что он, без которого не было бы ни "Оркестра Махавишну", ни трио "Эмерсон, Лейк и Палмер", упорно продолжает заниматься, казалось бы, устаревшей игрушкой эпохи беспроволочного телеграфа, верит в ее аналоговое прошлое и даже обещает через год выпустить "MIDI-терменвокс", для многих прозвучало как откровение. |