Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Аристократизм и либерализм на музыкальных весах Британии

Майкл Типпетт -- одна из самых влиятельных фигур в английской музыке послевоенных лет. Три года назад 88-летний композитор публично заявил, что написанное им в 1993 году сочинение "Розовое Озеро" будет последним. Но в 91 год Типпетт нарушил свой обет: недавно в Лондоне прозвучала сюита "Буря" -- новая, правда, только отчасти, ибо в основном это переработка музыки 1961 года к шекспировской пьесе. А на днях в Ковент Гардене открылась постановка A Midsummer Marriage (возможно, стоит перевести как "Брак в летний день") -- оперы, написанной в 1955 году.

КоммерсантЪ / Четверг 15 февраля 1996
Мода в британской музыкальной жизни подобна непредсказуемой английской погоде: она меняется часто и, как правило, в худшую сторону. В 50-е годы в Англии было два музыкальных колосса: Бенджамин Бриттен и Майкл Типпетт. Музыка Бриттена отличалась большим совершенством стиля и законченностью форм; ему приписывали почти моцартовскую гениальность и считали первым великим английским композитором со времен Перселла, вдохнувшим жизнь в английскую оперу и возродившим сольную вокальную традицию эпохи Реставрации.
По сравнению с ним Типпетт казался одаренным, но не совсем компетентным музыкантом-любителем: в его музыке замечали технические оплошности, трудноисполнимые неуклюжие ритмы. В 70-е годы ситуация изменилась: в глазах композиторов молодого поколения Бриттен устарел, примкнул к истеблишменту, стал писать по официальным заказам (например, Военный реквием); многих коробила его дружба с членами королевской фамилии -- в английской интеллигентской и артистической среде принято аристократию презирать. Типпетта же, напротив, начали уважать за гуманность, либеральность взглядов, за то, что в своем творчестве он не гнушался современной тематики и был готов откликнуться на злободневные социальные проблемы, такие, как безработица, расизм, угроза ядерной войны, экология и права гомосексуалистов -- в то время как Бриттен удалился от мира в свой дом в Олдборо, английское подобие вагнеровского Байройта. Типпетта продолжали, правда, обвинять в недостатке мастерства, но его музыка, казалось, все-таки находилась в более прямой связи с окружающим миром: действовал принцип, что в конце концов лучше все же быть Мусоргским, чем Римским-Корсаковым.
В 90-е годы уверенность в этом поколебалась. После краткого периода забвения место Бриттена как центральной фигуры в английской музыке было восстановлено. Сегодня его творчество воспринимается нами в историческом контексте: оно отражает культуру другого поколения, воспитанного в атмосфере английских частных школ, мистерий в приходских церквях в сдержанно-натянутой Англии послевоенных лет. За блестящим мастерством Бриттена скрывается глубокий мрак, мир внутренних терзаний, которые, как стало известно уже после его смерти в 1976 году, были неотъемлемой частью его личности, находившейся, по словам Бернстайна, "в конфликте с окружающим миром".
Между тем переживший Бриттена Майкл Типпет в возрасте 91 года продолжает занимать важное место на британской музыкальной арене. Если судить по нарушенной им самим "декларации последнего произведения", нужно заключить, что он не произнес еще последнего слова в английской музыке. Типпетт -- редкий пример композитора, чей поздний период охватывает четверть века. Среди работ этого периода -- две оперы, две симфонии, два струнных квартета и две фортепианные сонаты, крупное хоровое сочинение и много другого. Отношение критиков к позднему Типпетту неоднозначно. Хотя в его музыке, несомненно, много замечательных звуковых находок, яркого и индивидуального, иногда бывает трудно не заметить и элемента самолюбования, а порой и отсутствия вкуса, -- как, например, в хоре из светской оратории "Маска Времени", где должны издаваться звуки, изображающие первобытное мироздание и обычно повергающие самих певцов в истерический хохот.
Новая постановка написанной больше 40 лет назад оперы "A Midsummer Marriage" позволяет приобщиться к звуковому миру одной из самых замечательных партитур Типпетта, наполненной богатыми оркестровыми красками и парящими вокальными линиями. Опера написана композитором на его собственное либретто, напоминающее "Волшебную флейту" (только без комических элементов сюжета), с типичными для Типпетта шекспировскими образами оглашаемого звуками охотничьего рога зачарованного леса в средневековой Англии, в котором происходят запутанные любовные приключения. Без сомнения, "Брак в летний день" Майкла Типпетта наряду со "Сном в летнюю ночь" Бриттена относится к самым значительным произведениям английской музыки XX века и позволяет нам простить позднему Типпетту почти все что угодно.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков