Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

"Тоска" прошла без Гергиева, но с успехом

В Савонлинне (Финляндия) прошел знаменитый оперный фестиваль, программа которого на сей раз включала "Летучего голландца" Вагнера, "Макбета" Верди и мировую премьеру оперы крупнейшего современного финского композитора Аулиса Саллинена "Дворец". А честь открыть фестиваль выпала петербургскому Мариинскому театру, который привез в Савонлинну два спектакля -- "Тоску" Пуччини и "Катерину Измайлову" Шостаковича.

КоммерсантЪ / Среда 09 августа 1995
Новая постановка на фестивале обычно только одна. И в Савонлинне подобная практика (ее можно назвать разумным консерватизмом) себя в целом оправдывает. Логика здесь примерно такова: зачем подражать расточительности иных мировых фестивалей, позволяющих себе роскошь каждый год давать абсолютно новую программу и с поразительной легкостью отправляющих в Лету после нескольких показов даже самые выдающиеся спектакли? Если спектакль жизнеспособен и продолжает пользоваться спросом, зачем от него отказываться? Савонлиннский фестиваль -- не то место, куда едут в поисках последнего крика театральной моды. Это, скорее, место, где умеют беречь и развивать традиции, не позволяя им вырождаться в мертвящую рутину. Свидетельство тому -- два спектакля-долгожителя: "Летучий голландец" и "Макбет".
Поставленный в начале 80-х (режиссер Илкка Беккман, сценограф Юхани Пирсканен), а ныне возобновленный после пятилетнего перерыва "Летучий голландец" стал одним из наиболее ярких событий фестиваля. И во многом благодаря Гинтарасу Ринкявичюсу, тридцатипятилетнему литовцу -- едва ли не самому талантливому среди молодых дирижеров бывшей "одной шестой". Великолепны певцы (кстати, все -- солисты Финской национальной оперы), такому составу могли бы позавидовать даже в Байрейте. Высочайшего класса хор и оркестр. Наконец, сама постановка стильная, цельная, верная духу музыки и, что не менее важно, прекрасно использующая специфические особенности сценического пространства в Олавинлинне.
Более архаично выглядел "Макбет", однако, исполнение заглавной партии Йормой Хюнниненом и дирижерское искусство Лейфа Сегерстама -- культовой фигуры не только в Финляндии, но и во всей Скандинавии -- вкупе с отличным ансамблем солистов и опять же превосходными фестивальным хором и оркестром делали и этот спектакль художественным событием. А если кто-то на основе этих двух постановок поспешил бы сделать вывод о том, что некоторая архаичность сценического языка есть одна из составляющих эстетики Савонлиннского фестиваля, то увидев "Дворец", решенный самым что ни на есть современным театральным языком, он убедился бы в обратном.
В принципе, как нетрудно убедиться, уровень вокально-музыкальной и сценической культуры Финляндии достаточно высок для того, чтобы проводить фестиваль исключительно собственными силами. Однако руководители фестиваля неизменно стремятся привлекать к участию лучших исполнителей из других стран, а с 1987 года -- даже целые труппы. Здесь побывали театры из Швеции, США, Чехии, Венгрии, Литвы и Эстонии. Но нынешний генеральный директор фестиваля Пааво Суокка (прежде занимавший пост директора Национальной оперы в Хельсинки), приступив два года назад к своим новым обязанностям, решил еще выше поднять престиж фестиваля, привлекая к сотрудничеству самые знаменитые труппы. Первой из них как раз и стала труппа Мариинского.
Мариинская опера хорошо известна в Финляндии: несколько лет назад огромный успех имели ее гастроли в Хельсинки, уже третий год в Миккели проходит фестиваль под эгидой Валерия Гергиева. Естественно, что и ожидания, связанные с участием труппы в Савонлиннском фестивале, были повышенными. Во многом эти ожидания оправдались, однако, в начале едва не разразился скандал. Все ждали Гергиева, а вместо него к пульту вышел не известный публике дирижер.
Что же произошло? Вопреки сложившемуся стереотипу, оказалось, что Гергиев -- отнюдь не "человек из железа". Немыслимые перегрузки (в данном случае -- два фестивальных марафона, в Петербурге и Миккели, без какого-либо перерыва и отдыха) дали себя знать в самый неподходящий момент. Первое представление "Тоски", равно как и три последующих, провел Лев Шабанов, под чьим управлением опера шла в Петербурге. И в целом, если не считать отдельных накладок, вполне достойно. А благодаря великолепному выступлению Галины Горчаковой (Тоска) и Николая Путилина (Скарпиа) сдержанный ропот, с какового начиналось первое представление, постепенно перешел в воодушевление. Гергиев же появился за пультом только в "Катерине Измайловой", три представления которой шли при все возраставшем интересе публики: зал, в котором на первом представлении оперы Шостаковича было немало свободных мест, к последнему заполнился целиком.
В будущем году Мариинский привезет в Савонлинну "Мазепу" Чайковского, а анонсированная в программе фестиваля постановка вагнеровского "Тангейзера" будет совместной и после финской премьеры пойдет в Петербурге.

Савонлинну нередко именуют летней столицей Финляндии. Каждое лето сюда начинается настоящее паломничество, главная цель которого -- оперный фестиваль, проводимый в крепости Олавинлинна, воздвигнутой более пятисот лет назад на огромной скале. Основанный в 1912 году и возобновленный после долгого перерыва в 1967-м, Савонлиннский фестиваль быстро перерос национальные рамки, а программа, поначалу включавшая лишь одно-два названия, нынче насчитывает пять-семь. Лучшие из фестивальных спектаклей, являющиеся его фирменной продукцией, идут годами, сохраняя при этом неизменно высокий уровень, что, впрочем, неудивительно -- к возобновлению здесь каждый раз готовятся почти как к премьере, проводя полноценный репетиционный цикл с участием постановщика и с непременной генеральной на публике.
Публикации
Заявление АТК об увольнении Константина Райкина из Театральной Школы Константина Райкина
Ассоциация театральных критиков убеждена, что упразднение должности худрука приведет к уничтожению ВШСИ
15 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков о ситуации с Никитинским театром
Ассоциация театральных критиков - в связи с выселением Никитинского театра (Воронеж) из здания
04 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков в поддержку режиссёра Сергея Левицкого
Ассоциация театральных критиков - об увольнении художественного руководителя Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева
02 апреля 2022

Письмо АТК о приостановке выпуска журнала «ТЕАТР.»
29 марта 2022

Все публикации
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков