Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Рояль как мимикрирующий организм конца XX века

Фестиваль "Звуковые пути" по необходимости и из практических соображений -- камерный, и роялю на нем обеспечено центральное место. Биеннале 1995 года закрепила это явное предпочтение в цикле четырех "фортепианных форумов". При поддержке Гете-института на фестиваль прибыла команда немецких пианистов, что отнюдь не означало господства в программах немецкой музыки: играли также Лигети, Булеза, Кейджа. В географическом измерении фестиваль простирался от Шермана (Канада) до Такемицу (Япония), во временном -- от Шенберга (1920-е) до Цангариса (1990-е). Был представлен рояль амплифицированный, препарированный, игрушечный.

КоммерсантЪ / Четверг 23 ноября 1995
Программу первого вечера пианистка из Кельна Пи Хсиен Чен построила как хрестоматию академического авангарда: добротный додекафонный фундамент (Шенберг, "Сюита ор. 25", "Две пьесы ор. 33"); квазитональное интермеццо (неоромантические "Водяной рояль" и "Земляной рояль" Лучано Берио); интермеццо в духе инструментального театра (в Shellbum-Album Маноса Цангариса исполнительница декламирует, подвывает, включает магнитофон, тащит стул на канате и только не чревовещает); увенчавшие постройку два симметричных купола -- Третья соната Булеза и Klavierstuck VI Штокхаузена. "Неовиртуозный" стиль исполнения -- точность, солидная техническая оснащенность, одинаково высокий тонус -- породил у слушателей в ответ академическую серьезность и скуку. Но в более теплом отклике сочинения мэтров "музыки неслышимой, почти даже невидимой" (Томас Манн) для своего бытования не нуждаются.
Зато реакция, которую пробудили произведения Джона Кейджа и Джорджа Антейла на третьем форуме, была вполне во вкусе их авторов. Ютта Айген и Александр Бильдау вызвали симпатию аудитории благодаря не столько совершенству пианистическому, сколько парадоксальному контрасту своих театральных амплуа образу исполняемой музыки. Имидж "удивленной лекторши" (Айген) и старомодная, утрированно правильная манера игры заостряли нигилистический смысл опусов Кейджа, в которых святыни и авторитеты (в том числе Бах и Шопен) ниспровергаются, а чистый тембр фортепиано проигрывает фортепиано препарированному и пропущенному через магнитофон. Имидж прилежного слегка скованного школьника (Бильдау) и подчеркнутая непианистичность манеры, "рубленый" жесткий звук затушевывали суть ученически-правильных, почти тривиальных "44 прелюдий и финального танца" Джорджа Антейла, заставляя видеть их автора бунтовщиком: роль, которую он скорее стремился, нежели был в состоянии играть.
На первом отделении четвертого форума царила пестрота гала-мероприятия. Место в программе решало судьбу исполнения и произведения. От соседства с сонатой Тиграна Мансуряна Klavierstuck Фредерика Ржевского только проигрывал, как и игра Ортвина Штюрмера от соседства с Олегом Маловым. Открытием для фестивальной публики стали этюды Лигети. Представивший их швейцарец Питер Уотерс обладает феноменальными техническими данными и могучим ритмическим напором. Жаль, что знакомство состоялось в динамическом диапазоне между "громко" и "очень громко", что не позволило заметить за ритмическим неистовством тончайшую детализацию.
Событием последнего форума стало исполнение Александром Поповым его "Мойры" (1995) для фортепиано, треугольников и колокольчиков. Петербургский автор продемонстрировал большую чуткость к роялю, чем многие его соседи по программе. Требуя от инструмента жесткости и жестокости, изматывая его и слушателя непосильной эмоциональной нагрузкой, композитор затем врачует, прикасаясь к струнам почти любовно, выпуская на волю обертоны, шелесты, звоны. "Мойра" создала арку к открытию фестиваля, где властвовал Олег Малов: исполнением сочинений Джорджа Крамба и Александра Кнайфеля он отвоевал себе и фортепианной музыке два из трех отделений и задал тон всем последующим фортепианным штудиям. Российские премьеры Крамба, осуществленные Маловым на фестивале, становятся традицией, а сам он выступает как глава школы. На прошлых биеннале он сыграл весь "Макрокосмос", а его аспирантки Галина Сандовская и Галина Кулиш на сей раз участвовали в исполнении Zeitgeist и "11 эхо осени". В Кнайфель-программе проявилась со-творческая энергия пианиста: вместе с композитором он создал сюиту из четырех пьес. От апокалиптических "Шрамов марша" для фортепиано и магнитолы, через раннюю и шостаковически-трагическую пассакалию она ведет к тихим опусам последних лет, "Молитве Святому Духу", созданной как бы не для концертного зала. Название компакт-диска с записью этой сюиты "Олег Малов играет фортепианные версии музыки Кнайфеля" соответствует истине: идея "прироялить" программу, включавшую в оригинале орган и челесту, и ее осуществление принадлежат пианисту.
Как показали фортепианные форумы, страсть к игре "по черному и белому" требует новых жертв. Рояль конца столетия не только открывает новую фортепианность, но по традиции превращает чужое в свое, а сам мимикрирует под индонезийский гамелан или синтезатор. И конца этому не предвидится.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков