Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Лирический герой Советского Союза

Сегодня в Одессе открывается фестиваль, посвященный Леониду Осиповичу Утесову. Торжества проходят и в Москве: вчера в Доме актера состоялось празднование дня его рождения. Утесов трижды переписал свою жизнь в трех книгах мемуаров; в сорок лет, в шестьдесят и в семьдесят пять. Четвертую книгу он обещал закончить к 100-летию. Этот день наступил вчера; книги нет, но в памяти людей хранится большее -- эпос их собственной жизни и песни Утесова, что почти одно и то же.

КоммерсантЪ / Среда 22 марта 1995
Если разговор заходит об одесситах, то сама установка отделять правду от вымысла становится несоответствующей законам жанра. Утесов -- один из тех, кто этот жанр создал: Одесса подарила ему артистизм, шик и лукавство, а он немало способствовал созданию и расцвету одесского мифа. Утесов на эстраде с пятнадцати лет, и, кажется, с самого старта он владел уже всеми своими профессиями -- певец, актер, танцор, акробат, чтец, конферансье, скрипач, флейтист, режиссер; в дальнейшем он только постепенно от них отказывался.
Его артистический облик стал складываться в первые послереволюционные годы. Тогда в Одессе выступали Иза Кремер, Юрий Морфесси... Выступая на одних подмостках с Александром Вертинским, Утесов сознательно старался стать его антиподом. Но настоящее лицо он приобрел в Ленинграде, куда явился, переиграв кучу ролей на украинских сценах. Он становится опереточным певцом, но бросает оперетту, едва получив первые роли. Недолго задерживается он и в "Теревсате" (Театре революционной сатиры), хотя роль румына, дирижера Малой Антанты, приносит ему успех. Свой диапазон Утесов демонстрирует в синтетическом спектакле "От трагедии до трапеции". Он развивает жанр пародии, еще не думая, как много и охотно будут впоследствии пародировать его самого.
Из страсти к перевоплощениям появляется и его джаз. В 20-е годы дурман джазовой стихии уже начал спускаться на ресторанные и танцевальные сцены. В Москве побывали бэнды Фрэнка Уотерса и Сэма Вулдинга, грамзапись тоже не отставала от действительности. Московский "АМА-джаз" Александра Цфасмана был создан чуть раньше, чем ленинградский "Теа-джаз" Утесова. Но в отличие от коллеги, чистого музыканта, Утесов был в первую очередь человеком сцены. "Теа" -- значит театрализованный: музыканты обязаны были играть без нот, и каждый из них не мог не быть актером. На фотографии тех лет Утесов предстает в белом костюме со скрипкой, вокруг него красуются пятнадцать джазменов, которых руководитель коварно увел по одному из лучших оркестров Ленинграда. После ленинградского дебюта 8 марта 1929 года последовал московский, где Утесов открыл для эстрады средства мултимедиа: песенка "Пока, пока, ведь ночь недалека" должна была звучать с пластинки, пока публика покидала мюзик-холл.
Опыты Утесова были частью вполне передовых театральных экспериментов тех лет. Но народная слава была еще впереди. После премьеры джаз-клоунады "Музыкальный магазин" Николая Эрдмана и Владимира Масса с музыкой Исаака Дунаевского тогдашнего начальника кинематографии Бориса Шумяцкого посетила гениальная продюсерская идея: снять "Теа-джаз" в кино. Так появились "Веселые ребята", весьма двойственный фильм, в котором стилистика мюзик-холла поселяется в одном доме -- наивно, как кролик с удавом -- с восходящим к власти большим советским стилем.
После фильма Утесов из модного артиста превращается в кумира миллионов, а оркестр на короткое время берет название "Веселые ребята". Впрочем, ненадолго -- вскоре он навсегда станет Государственным эстрадным оркестром РСФСР.
Конечно, стиль концертной легкой музыки, которую исполнял утесовский коллектив, отличался от американского джаза. В репертуаре оркестра все время были и обработки национальных мелодий -- от мексиканских до китайских, -- и классические шлягеры -- от оперных парафраз до "Танца с саблями" Хачатуряна. Но в любом жанре оркестр держал великолепный пульс и поражал отделкой деталей. Чем раньше записи, тем лучше инструментальная часть -- легкое и точное тутти, потешные сольные пассажи, бесподобное треньканье банджо, оптимистический напор и непомерная нега. Чем записи позже, тем больше на первый план выходит сам Утесов, о котором говорилось, что у него не было голоса, но голос его знали все. В его манере, весьма продуманной, сплавлены русский романс и куплет, приемы французских шансонье и, конечно, стихия гулянок в порту и свадеб на Молдаванке. С песнями, которые пишут для него Дунаевский, Блантер, Хренников, Соловьев-Седой, Богословский и другие, утесовский коллектив выступает в цехах и шахтах. Затем -- на фронте.
В песнях военного времени Утесов достиг подлинной лирической патетики (вальс "Ночь коротка, спят облака"), связав без нарочитой приподнятости личное и патриотическое чувство воедино. В песнях победного времени снова заиграла шутка и улыбка ("Дорога на Берлин"). Главный концерт жизни Утесов дал в День Победы -- в Москве, на площади Свердлова.
После войны ему снова вспомнили "музыку толстых". С другой стороны, новое сердитое поколение поставило Утесову в упрек и балаган, и неразборчивость, и -- в который раз -- безголосие. Утесов стал закономерно считаться устаревшим и пошлым. Сегодня он, конечно, снова изыскан и нов. "Я прожил счастливую жизнь, -- говорил он. -- Я рос вместе со своей страной". Эта жизнь продолжается и по сей день.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков