Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Серьезная опера на грани музыкальной комедии

Эдинбургский фестиваль, разделившись на две составляющие -- основную программу и Fringe, -- значительно облегчил собственное существование. Предоставив поле чистому эксперименту "маргинального" театра, фестиваль позволил себе в основной программе ограничиться кругом хорошо известных имен. И даже если это авангард -- то уже очень знаменитый и дорогой. К его числу относится и новая опера Джона Адамса в постановке Питера Селларса "Я смотрел на потолок и увидел небо" ("I was looking at the ceiling and then I saw the sky"), европейская премьера которой состоялась в Эдинбурге.

КоммерсантЪ / Пятница 01 сентября 1995
Известные пристрастием к политическому театру композитор и режиссер центром нового своего спектакля сделали, однако, не политическое событие, а природное явление -- землетрясение. Но это мало что меняет. Обстоятельства места здесь едва ли не важнее образа действия: Лос-Анджелес -- "самый американский" и самый этнически пестрый город Соединенных Штатов -- подарил Адамсу, Селларсу и автору либретто -- негритянской писательнице и борцу за права меньшинств Джун Джордан -- повод поведать о том, как живут в их стране негры, белые, желтые, полицейские, журналисты, адвокаты, одинокие матери и главари мафиозных групп. Впрочем, авторы настаивают на том, что их опера -- совсем не политический памфлет, а развернутая история любви, новая и бесконечная West Side Story.
Жизни нескольких молодых пар переплетены друг с другом так крепко и так причудливо, что самим героям в этом уже не разобраться -- нужна встряска, вмешательство потусторонней силы. Каковой и оказывается лос-анджелесское землетрясение.
Нетрудно заметить, что, призвав на помощь столь мощного союзника, авторы значительно упростили собственную задачу: когда в пробоине потолка появляется небо, трудно придраться к отсутствию в поступках героев абсолютной психологической достоверности. И почему, собственно, не может вдруг оказаться, что белокурая журналистка влюблена не в статного красавца-полицейского, с которым живет, а в малорослого, но речистого адвоката-вьетнамца, который ее домогается? А полицейский -- в черного мафиози, арестованного за кражу двух бутылок пива? А сам мафиози -- неизвестно в кого, но явно не в свою подругу, политическую беженку из Сальвадора?
Впрочем, опера изначально предполагает изрядную долю условности. Проблема в другом -- многие никак не хотят согласиться с тем, что Адамс и Селларс создали именно оперу. Предлагается несколько других определений -- от расплывчатого "почти мюзикл" до экзотического "история в песнях".
Спектакль действительно выстроен как цепь почти концертных номеров числом 22. А музыка стилизована под американский поп. Однако отказать "Потолку-небу" в звании оперы -- значит отказать самой опере в праве со временем меняться, а оперным певцам -- в том, чтобы быть молодыми, подтянутыми, отлично натренированными людьми (все актеры, занятые в спектакле, не старше 32 лет, и у всех за плечами богатый бродвейский опыт).
Что было бы очень обидно.
"Я смотрел на потолок..." -- конечно же, опера, причем иногда по-оперному растянутая и дидактичная. Кажется, авторы дали друг другу торжественную клятву: не поставить точку до тех пор, пока не выскажутся по всем пунктам кодекса политкорректности -- в поддержку социальных, национальных и сексуальных меньшинств. Не будь композитор, режиссер и их исполнители профессионалами столь высокого класса, это должно было бы кончиться скверно. Получилось хорошо: занимательно и несколько экзотично -- как экзотичны для европейца надводное и подводное царства русского мира, экспортированные в Эдинбург Мариинским театром. Кстати, британские рецензенты уже отметили, что, вновь пригласив в гости Kirov Opera, директор фестиваля Брайан Макмастер тем самым включил ее в достаточно узкий и очень престижный "эдинбургский круг".
В своих интервью режиссер Питер Селларс очень много говорил о том, что хочет вернуть опере ее природный демократизм. Композитор формулирует свои задачи скромнее: Джон Адамс мыслит категориями не мирового, а американского театра: "Нельзя быть американцем, не размышляя всерьез о роли музыкального театра в нашей культуре. Мой 'Никсон в Китае' -- великая опера, но в то же время это и музыкальная комедия. Две же идеальные модели, на мой взгляд, -- это 'Вестсайдская история' и 'Порги и Бесс'".
Американский театр занял на фестивале почетное, но несколько обособленное место. Легкость, с которой заокеанские коллеги расправляются со всеми мировыми проблемами, европейцам пока не близка. Театры Германии и Великобритании предложили свой, более основательный взгляд на мир -- что и придало фестивальной программе устойчивое и комфортное равновесие.

Джон Адамс (John Adams)-- один из самых популярных современных композиторов США. После окончания Гарварда переехал в Сан-Франциско, где, помимо собственно композиторской деятельности, занялся преподаванием в консерватории. Его сотрудничество с режиссером Петером Селларсом началось в 1985 г. работой над оперой "Никсон в Китае". Эта постановка, принесшая им мировую славу, была показана всюду -- в том числе и на фестивале в Эдинбурге в 1988 г. Питер Селларс (Peter Sellars) -- американский режиссер из числа "молодых провокаторов" и "политических активистов". Автор многих десятков постановок драматических и оперных постановок. На "Никсоне в Китае" он встретился не только с композитором Джоном Адамсом, но и с балетмейстером Марком Моррисом -- автором хореографии спектакля. В этом году Моррис и Селларс выступают отдельно -- и оба представляют сливки американского театрального авангарда.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков