Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Бармаглота доставили в Европу за 50 тысяч долларов

На музыкальном фестивале в Лилле (северная Франция) состоялось третье в истории европейское исполнение музыки американского композитора Харри Парча. На концерте побывал лондонский музыковед РОБЕРТ ГИЛМОР.

КоммерсантЪ / Четверг 16 ноября 1995
Музыка Парча редко звучит в Европе ("Кто это -- Арво Пярч?" -- сострил один французский критик), но не потому, что к ней нет интереса; причина -- в своеобразной недосягаемости уникального музыкального наследия, оставшегося после смерти композитора в 1974 году. Парч писал для инструментов, изобретенных и сделанных им самим, настроенных в расширенном натуральном звукоряде, совершенно отличном от привычной темперированной системы фортепианной клавиатуры. Инструменты Парча -- это величественные, мастерски выполненные скульптуры, существующие в единственном экземпляре.
Концерт, прошедший в здании лилльского Оперного театра, был захватывающим и в то же время трогательным событием: он стал живым свидетельством преданности нескольких поколений музыкантов радикальной творческой идее одного человека. В нью-йоркском ансамбле, которым руководит Дин Драммонд, композитор и ученик Парча, играло десять человек; тринадцать инструментов (половина оригинальной коллекции) заполнили собой всю сцену театра. Доставить инструменты в Европу для полуторачасового концерта стоило фестивалю $50 тыс. Чтобы распаковать их и расставить по сцене, двум музыкантам требуется полный рабочий день, а за одну репетицию и концерт Дину Драммонду приходится три раза настраивать четыреста струн. После концерта инструменты должны быть заново упакованы в гигантские ящики -- процесс, при котором, учитывая хрупкость инструментов, Драммонд всегда должен присутствовать сам. Таким образом, ему приходится не только быть исполнителем и хранителем коллекции, но также выступать в роли настройщика, плотника и носильщика.
Наряду с фигурами Чарлза Айвза и Джона Кейджа фигура Харри Парча символизирует индивидуализм и новаторство в американской музыке XX века. Он родился в Калифорнии в 1901 году, рос в заброшенных американских городишках, на краю пустынь Аризоны и Нью-Мехико, граничащих с индейскими территориями. Родители когда-то были христианскими миссионерами в Китае, мать пела ему протестантские хоралы и китайские колыбельные. В возрасте 18 лет Парч приехал в Лос-Анджелес получать "настоящее музыкальное образование", но вскоре восстал против консерватизма и внешнего приличия классической концертной традиции. Он бросил университет и посвятил себя изучению книг по теории музыки и акустике, а, вдохновившись открытиями Гельмгольца, погрузился в таинственный мир музыкального строя. Парч стал сочинять в аутентичных греческих ладах и развивать теорию расширенной системы натуральных интервалов, возможных лишь при условии отказа от компромиссов темперации, -- теорию, которая легла в основу трактата, опубликованного в 1949 году.
Чтобы претворить свои идеи в жизнь, Парч начал делать инструменты, настраивая их по натуральному звукоряду. На раннего Парча оказали влияние и Мусоргский, и шенберговский "Лунный Пьеро", но еще ближе была ему древняя традиция бардов -- как и опыты его современников Йитса и Эзры Паунда, пытавшихся возродить утерянный синтез музыки и поэзии. В лилльском концерте прозвучали песни на слова китайских поэтов, музыкальная интерпретация "Бармаглота" из "Алисы в стране чудес" и переложение для голоса отрывка из современного американского романа. Но основную часть программы составили произведения второго творческого этапа Парча, начавшегося в 1952 году.
Это большей частью музыка для ударных, вдохновленная пластикой движения и танца, в которой полностью проявляется неповторимый музыкальный стиль композитора, в чем-то подобный кейджевским пьесам для ударных 40-х годов и минималистским этюдам 60-х, но по сути дела ничем не обязанный ни тем, ни другим. Ансамбль исполнил балетную партитуру "Кастор и Поллукс", затем последовала "Дафна дюн" (Daphne of the Dunes), звуковой коллаж, через который проносятся образы неосуществленного фильма: засохшие деревья, плывущие по воде коряги, песчаные осыпи, шелестящие на ветру травы, парящие чайки, извивающиеся змеи, возможно, самое прекрасное музыкальное достижение Парча. Был исполнен и показательный ранний опус -- "Кольцо вокруг Луны". В этом провокационном и безнадежном фарсе -- с бессмысленными выкриками певца, обозначенными в партитуре с нарочитой точностью, -- особенно покоряет самоуничижительный юмор: Парч выливает на ничего не подозревающую публику поток ошеломляющего издевательства "над пением и певцами, над концертной жизнью и концертной публикой, над музыкой в сорока-трех-нотной октаве и над высокопарными руладами, уносящимися в никуда".
Музыке Харри Парча не суждено было стать достоянием истеблишмента, но его изыскания в области микротональности и расширенного натурального звукоряда оказали влияние на многих композиторов как в США, так и за их пределами. И то, что благодаря усилиям и мастерству участников ансамбля музыка Парча продолжает звучать, остается символом победы творческого духа, выживающего даже в атмосфере подавленности и экономической неуверенности клинтоновской Америки. Публика съехалась в Лилль из Англии, Голландии, Германии; обычно сдержанные французы приветствовали музыкантов овациями. После концерта за кулисы явились три полных бородатых джентльмена и представились членами Британского клуба Харри Парча -- созданного, видно, наподобие Пиквикского. Мне запомнилась и фраза одной женщины, разговаривавшей с Дином Драммондом: "У нас во Франции на искусство выделяются такие деньги, но наша современная музыка -- мертва. В Америке у композиторов нет ничего, один лишь воздух, а ваша музыка -- живет!"
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков