Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В Мариинке поставили на Прокофьева и выиграли

IV международный фестиваль искусств "Звезды белых ночей" открылся без торжественных речей: его художественный руководитель Валерий Гергиев занял место за пультом и продирижировал премьерой прокофьевского "Игрока". Спектакль с режиссурой Теймура Чхеидзе 1991 года, но с новой сценографией Георгия Цыпина, созданной в расчете на две сцены, -- Мариинского и La Scala (постановка осуществлена двумя театрами совместно) -- был показан в январе этого года в Милане и Париже.

КоммерсантЪ / Суббота 22 июня 1996
Когда накануне юбилея Прокофьева выяснилось, что в Ленинграде не идет ни одной его оперы, Валерий Гергиев посвятил композитору монографический фестиваль и год работы Мариинки, считая это долгом театра. Долг Мариинки Прокофьеву действительно был немалым. В 1917 году труппа Императорского театра взбунтовалась против принятого к постановке "Игрока", что в пересказе Мейерхольда выглядело так: "Они сказали: 'Это дрянь, мы это исполнять не будем'". "Вечерние биржевые новости" сообщали: "Эта какофония звуков с невероятными интервалами и энгармонизмами может быть весьма интересна для любителей сильных музыкальных ощущений, но совсем не интересна для певцов, которые в течение целого сезона с трудом освоились с порученными им в этой опере партиями". Терминология отрывка предвещает "сумбур вместо музыки", доказывая, что рычаги цеховые действуют не слабее идеологических. Премьера состоялась в Брюсселе в 1929-м. "Обидно, что родные вороны проворонили премьеру", -- заметил композитор. Мейерхольд, при чьем заступничестве опера была первоначально принята к постановке, всерьез занялся ею в 1927-1928 годах: и режиссер, и композитор с уверенностью тогда говорили о грядущей премьере, но все снова сорвалось, хотя в Ленинграде в тот момент уже шли "Воццек" Берга и "Джонни наигрывает" Кшенека. Первое (концертное) исполнение оперы в России состоялось под управлением Геннадия Рождественского только в 1963 году, а постановка Бориса Покровского в Большом театре -- в 1974-м, опоздав всего на 60 лет. На сцене Мариинского опера наконец прозвучала в 1990-м и была поставлена в 1991-м.
На брюссельской премьере Прокофьева удовлетворило то, что "драматическое напряжение постепенно возрастало и не прекращалось до самого конца". То же удовлетворение испытали очевидцы премьеры 1996 года в Мариинском. Именно таков план "Игрока". Психологическую драму первых трех актов (c явным гротесковым оттенком) в четвертом выносит в иной театральный жанр. Сцену в игорном доме и Прокофьев, и Мейерхольд считали гвоздем оперы. У нынешних постановщиков Рулеттенбург обернулся сказочным Конфеттенбургом "Щелкунчика". На вращающемся круге рулетки оказались и сцена, и зрительный зал: в окнах-прорезях игорного дома облаками поплыли дворцы и красные кони, и спектакль вслед за ними уплыл в области эфирные, на ходу избавляясь от рудиментов реализма. Здесь и возникший вдруг хор в концертных одеяниях был вполне уместным, как одна из галлюцинаций героя или как ответ автору, заявившему: "Хор не гибок и не сценичен" -- абсурдный античный хор-комментатор.
Опера 24-летнего Прокофьева демонстрирует его полную свободу. Вторая редакция, созданная композитором в 36 лет, добавляет к этому качеству мастерство и опыт двух созданных за это время шедевров -- "Любви к трем апельсинам" и "Огненного ангела". Радостная мощь первой волны звуков -- вагнеровский оркестр в руках молодого Прокофьева, -- казалось бы, неподходящее начало для оперы по Достоевскому. Но здесь нет достоевщины, и нет фатума, неизбежная параллель с "Пиковой дамой" не подчеркнута "сносками" и цитатами: опера по существу диатонична, по-спортивному упруга в ритмах, насмешлива. Виртуозная работа со словом -- шутки с лексикой, русской, французской и немецкой, заикания и завывания, -- конкуренцию которой могут составить лишь "Каменный гость" Даргомыжского и "Женитьба" Мусоргского, представляет для вокалистов очевидные трудности, с которыми в Мариинке справились великолепно.
Спектакль 1991-го был поставлен с расчетом на Владимира Галузина, чьи партии в Мариинском с тех пор стали выдающимся явлением в жизни театра, а партия Алексея кажется одной из главных ценностей этой коллекции. Сергей Алексашкин (Генерал) и Николай Гассиев (Маркиз), как, впрочем, и остальные, удачно подыгрывают ему в диалогах, а Любовь Казарновская (Полина) чувствует себя в роли и партии с разной степенью естественности. Трудность "Игрока" заключается и в том, что ткань оперы состоит из крохотных кусочков, и этой -- камерной по происхождению -- детализации трудно внимать с равным напряжением. Положение спасает оркестр: оркестр Прокофьева, многочисленными остинатными "подкладками" связывающий разрозненность речитативных фраз, подпитывающий их гармониями и подкалывающий острыми ритмами, и оркестр Мариинки, блестяще эти функции исполняющий.
В 1915 году Сергея Прокофьева поощрял молодой Альберт Коутс, сменявший тогда Направника на посту главного дирижера Мариинского театра: "Пишите вашего 'Игрока', мы его поставим". В Мариинке 1990-х у Прокофьева есть другой влиятельный союзник -- Валерий Гергиев, очевидно, убежденный в том, что высказанное Мейерхольдом предположение: "...явится какой-то новый Вагнер, может быть, имя ему будет Прокофьев...", -- сбылось.

Работа сценографа Георгия Цыпина в "Игроке" -- а задачу он решал весьма специфичную: грубо говоря, ему нужно было нарисовать новую (и более модную) картинку для старого спектакля, -- доказала, что в сегодняшнем мировом оперном театре, по преимуществу визионерском, безусловный хозяин -- дизайнер. Время режиссерского оперного театра уходит. Функции режиссера сводятся по преимуществу к максимально правильному освоению сценического пространства (именно в нем и заключена концепция современного оперного спектакля) или, говоря проще, к грамотному маневрированию фигурами на шахматном поле сцены.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков