Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Джаз, поп и рок без слез и пота

В Государственном Кремлевском дворце состоялся единственный концерт известнейшего вокального джаз-квартета из США Manhattan Transfer. За 23 года существования на его счету 16 альбомов и 10 наград "Грэмми". В Москве легендарная группа выступала впервые, а ее успех у публики явно превзошел результаты, достигнутые большинством недавних гостей Кремля. Визит американского квартета, организованный Госконцертом при участии страховой фирмы "Макс", обещает стать началом гастрольной серии звезд мирового джаз-рока, отражающей вкус ее нового куратора -- Алексея Козлова.

КоммерсантЪ / Четверг 20 июля 1995
В ряду знаменитых американских вокальных квартетов разных времен и стилей Manhattan Transfer можно считать общепризнанным символом жанра, и притом самым удачливым в коммерческом отношении. Не будучи ни чисто джазовым, ни ритм-энд-блюзовым, ни любым другим, он интерпретирует все стили так, что вся американская музыка предстает сплавом спонтанности и обдуманности, ненавязчивой консервативности и элегантной изменчивости. Различия не подчеркиваются, зато на первый план выходит мастерская работа самого ансамбля.
В московских афишах значилось "Манхеттен-трансфер". США. Основоположники джаз-рока". Это не совсем так: в сознании мастеров рекламы Transfer, очевидно, смешался с другим легендарным коллективом -- "Кровь, пот и слезы", действительным открывателем названного стиля. "Кровь, пот и слезы" еще ожидают нас в будущем (так же, как, возможно, и Чик Кориа, и Жан-Люк Понти); что же касается ошибки -- она знаменательна. Наступило время, когда мечты шестидесятников, как и поколений помоложе, стали сбываться. Простые знаменитости теперь не счет -- необходимо видеть основоположников. А Transfer, который не является родоначальником ни джаз-рока, ни джазово-квартетного пения, тем не менее сотворил стиль собственный -- который и стал глобальным. Сегодня это единственный вокальный джазовый коллектив, способный конкурировать с поп-звездами.
Он хорошо знает, где, когда и что нужно петь -- на фестивале в Монтре исполняется джаз, под открытым небом вечерней Италии -- легкая танцевальная программа. В Москву же Manhattan Transfer привез беспроигрышный набор своих супер-шлягеров плюс к тому несколько песен из последнего альбома. Сами музыканты на пресс-конференции утверждали: "Мы никогда не были вокальной джазовой группой. Мы поем всю американскую музыку", -- но пришедшие на концерт почитатели джаза остались при своем мнении. Судя по реакции аудитории, танцевальную поп-музыку она видела здесь не однажды и пришла не за этим. Все было принято прекрасно, но самый бурный восторг посещал публику тогда, когда звучали интерпретации джазовых эвергринов или классика джаз-рока.
Ансамбль стремился показать москвичам все лучшее -- не рискуя выходить за рамки стопроцентно знакомых шлягеров. Их череда казалась подарочным ожерельем, где все камушки разного цвета, но в одинаковой огранке и с равномерным блеском. Transfer демонстрировал театр вокального ансамблевого музицирования -- от зарождения жанра вокального джаз-квартета на рубеже 30-40-х годов и стереотипов традиционного мюзик-холла до манящего, словно быстроходная яхта или легкие белые штаны, калифорнийского варианта поп-соул. Счастье при виде великих с их радостной, в крайнем случае элегантно-печальной, музыкой позволяло не обращать внимания на плохо настроенный жесткий звук (вокалисты, возможно, плоховато слышали друг друга), бледных, анемичных инструменталистов и треск отходящих штекеров. Однако представление разыгрывалось без явных признаков драматургии. Музыканты тестировали аудиторию на восприимчивость к разнообразным подходам. Когда вдохновитель квартета Тим Хаузер прямо на сцене облачился в пиджак веселого канареечного цвета, приплюснутую шляпу и пестрый галстук, прошелся боком и прохрипел "Киллера Джо" из репертуара Куинси Джонса, зал в меру благодарно принял дозу гангстерской эстетики. Без особого экстаза, но доброжелательно были оценены перевоплощения джазистов в поп-исполнителей в песнях из последнего альбома, где Шерил Бентайн в роли солистки напоминала о Дайане Росс и совсем отдаленно -- о Барбаре Стрейзанд. Зато джазовые стандарты -- Tuxedo Junction Глена Миллера или вечнозеленый Body & Soul (свою, и весьма достойную версию сперва сыграл Алексей Козлов) -- не оставили сомнений в величии квартета. Тонкость и легкость выстроенных ансамблевых звучаний, пластичная ритмика, бесконечный свинг и море обаяния -- фирменный стиль Manhattan Transfer.
Вокальная манера группы полностью обретается в русле старой доброй джазовой традиции трактовать вокал инструментально ("Мой голос -- всего лишь инструмент оркестра", -- поясняла Элла Фитцджеральд). Transfer с блеском исполнял подражания: ярче всех звучал Тим Хаузер в роли контрабаса (но и в реальном инструментальном составе сопровождения басист Алекс Блейк также оказался безусловно лучшим). Под занавес основной программы долгожданным подарком аудитории стала знаменитая композиция Birdland группы Weather Report -- наконец-то публика обрела желанный джаз-рок. И хотя песен из альбома Brasil -- по мнению многих, лучшего достижения Transfer -- так и не прозвучало, приятное очное знакомство с заочно любимыми музыкантами можно считать состоявшимся. Хочется верить, что в Москве Manhattan Transfer все-таки станет основоположником -- создав традицию частых и хорошо организованных выступлений джазовых или иных звезд подобного музыкального уровня.

Квартет Manhattan Transfer существует с 1972 года. Первую премию "Грэмми" ему принесла песня "Земля птиц" из альбома Extentions (1979). В 1981 году группа была удостоена "Грэмми" в области джаза и поп-музыки, в 1985-м их альбом Vocalese получил "Грэмми" в 12 номинациях. Всего Manhattan Transfer было присуждено 10 наград "Грэмми", группа занимала высшие позиции в опросах журнала Down Beat в разделе "лучшая вокальная группа" и джазовых опросах журнала Playboy.
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков