Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Что такое обычный филармонический концерт

В Большом зале Петербургской филармонии прошли два концерта под управлением английского дирижера Шан Эдвардс. На этот раз Британский совет и агентство "Зима" не готовили исключительное событие, не увешивали город специальными плакатами, как некогда для "Военного реквиема" Бриттена или концерта в честь Перселла, не выстраивали особую композицию программы и не выпускали роскошный буклет. Они подготовили вечер, в котором присутствовали составные части "обычного" филармонического концерта.

КоммерсантЪ / Воскресенье 15 декабря 1996
Программа экспонировала три симфонические эпохи: от классицизма представительствовали фортепианные концерты Моцарта и Бетховена в исполнении Пауля Бадура-Шкоды, от романтизма -- Фантастическая симфония Берлиоза, послом британской музыки и заодно музыки ХХ века выступал Концерт для двух струнных оркестров Майкла Типпета. В исполнительской части все также было организовано должным образом: играл петербургский оркестр -- Академический симфонический оркестр филармонии, солировал весьма известный австрийский пианист, дирижировала молодая, уже сделавшая блестящую карьеру англичанка. Однако "обычный филармонический концерт" отнюдь не является сегодня нормой в Петербурге.
Такую роскошь, как афиша, блистающая именами зарубежных звезд дирижерского искусства, Большой зал сегодня себе позволить не может. За почти прошедший 1996 год отчет будет весьма краток: здесь был Шолти. Явление Ростроповича стало событием иного порядка. В остальном, кроме Владимира Ашкенази и Максима Шостаковича, которых приходится считать зарубежными визитерами, ни одно более или менее известное имя не встречалось. В таком режиме существования обоим филармоническим оркестрам и петербургской публике сейчас не с чем сравнивать манеру и детали интерпретации представителей славного петербургского дирижерского цеха.
На этом фоне Шан Эдвардс удалось показать, что "обычный" петербургский филармонический концерт обязан содержать нечто выдающееся, хотя и не застрахован от неровностей. 20-й концерт Моцарта и 4-й концерт Бетховена оказались самыми неудачными фрагментами обоих вечеров. Неопрятная игра солиста и судорожное ускорение темпа перечеркнули великолепные идеи знаменитого знатока и исследователя венских классиков. Это было не воплощение, но намерения, сродни профессорскому показу в классе. Для оркестра же представлялась трудной, хотя и выполнимой задача следовать за ним: например, следовать его темпу rubato в бетховенском концерте. После двух симфонических вечеров Бадура-Шкода дал прекрасный сольный концерт, который без этого пролога прошел бы лучше. Объединить пианиста с оркестровой программой пожелала филармония, добившись при этом разных результатов. Какая-то часть публики, безусловно, пришла на Бадура-Шкоду "с оркестром" -- и познакомилась с новым дирижером, чье имя, теперь, видимо, само по себе привлечет меломанов в зал. Другая часть (немалочисленная) пришла на Шан Эдвардс -- и осталась в смущении по поводу фортепианных концертов, что, возможно, кого-то удержало от посещения сольного выступления именитого пианиста.
Концерт Типпета 1939 года -- сочинение весьма значительное для автора -- обладает известным изяществом, подчеркнутой названием и составом, но отнюдь не прямолинейной ориентацией на concerto grosso и, соответственно, выигрышным эффектом концертирования. Весьма традиционный уже в пору своего создания, сверхдиатоничный и светлый, концерт тем не менее оказался неожиданностью: он утверждал право искусства не отражать эпоху, а восполнять недостающие в ее палитре цвета, создавая модель, к которой можно стремиться. (Следом за ним Типпет написал как раз совершенно злободневное сочинение -- отклик на "хрустальную ночь", то есть погром 9 ноября 1938 года. Исполнение этого сочинения -- оратории "Дитя нашего времени" -- планируется в Петербургской филармонии в марте. Таким образом, за нынешний сезон будут освоены целых два произведения из огромного списка уже 91-летнего английского классика.) Концерт Типпета в исполнении АСО значительно отяжелел, медленная часть зазвучала по-шостаковически углубленно, крайние -- основательно и весомо, даже в быстром темпе. Справедливости ради нужно сказать, что на второй день дело пошло на лад, и концерт смог оторваться от земного притяжения плотного струнного звучания.
Второе же отделение было дано слушателям для чистого наслаждения. Фантастическая симфония "неистового романтика" прозвучала действительно фантастически. Ясность фактуры (по контрасту с первым отделением) была полной, темповые сдвиги легки, паузы волшебно длительны. В третьей части -- "В полях" -- вдоволь достало воздуха и неторопливости романтического созерцания. Шан Эдвардс отлично прошла испытание на романтизм, предлагаемое дирижеру в этой части, которая обычно вообще с трудом слушается до конца. В выстраивании последующего нагнетания -- через "Шествие на казнь" в четвертой части к "Шабашу ведьм" в пятой -- Эдвардс убедила сомневающихся (если таковые имелись) в том, что воля и железная логика не являются мужской прерогативой и в дирижировании, прекрасно уживаясь с мягкостью небольших женских рук, обученных мануальной технике в классе профессора Мусина.
После Фантастической можно было уже спокойно подумать и о всяких милых мелочах. О том, например, как огненная шевелюра дирижера резонирует с деревом струнных. А также о более существенных вещах -- о том, что в довольно тусклом петербургском фестивальном межсезонье Шан Эдвардс сумела-таки оставить весьма яркий фрагмент.

Шан Эдвардс занималась дирижированием у Чарльза Гроувса, Нормана Дель-Мара, Нееми Ярви и у профессора Ильи Мусина в Ленинградской консерватории. В 1993-1995 гг. была музыкальным директором Английской национальной оперы в Лондоне. Работала в "Ковент-Гарден", "Глайндборн Фестивал Опера" и Шотландской опере. Выступает со многими британскими оркестрами в Лондоне, Манчестере, Ливерпуле. Дирижировала Парижским оркестром, Берлинским симфоническим, Роттердамским филармоническим, оркестрами Кливленда, Филадельфии, Лос-Анджелеса, Национальным оркестром в Вашингтоне.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков