Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Подлинным мастерам Кали-Юги альтернативы нет

Продолжается фестиваль "Альтернатива"

КоммерсантЪ / Пятница 02 июня 1995
Навсегда или нет, но ушло то время, когда фестиваль "Альтернатива" был суверенным владением маргиналов и экспериментаторов, связанных круговой порукой. Сейчас, утратив эксклюзивность репертуара и участников, фестиваль выбрал лучший путь: "Альтернатива" теперь проявляется, концентрируя в себе большинство самых существенных направлений, которыми движется музыка нашего времени -- будь то нео-академизм или ретро-авангард, home или world music, концептуальные или индустриальные новации. "Альтернатива" ничему не противостоит -- она сама затянута в корсет связей, пересечений, внутренних оппозиций. Концерты, проходящие помимо фестиваля, по сути дополняют его и соперничают с ним лишь в силу невозможности разорвать слушателей на части. Так, параллельно фестивалю с большим успехом шли два авторских концерта Эдисона Денисова. Мэтр вернулся в Россию после годичного лечения -- прошлым летом он попал в серьезную автокатастрофу. Незадолго до этого он написал Вторую камерную симфонию, которая сейчас впервые прозвучала в Москве, неожиданным образом впечатлив даже противников композитора.
На "Альтернативе" Эдисон Денисов появился в качестве почетного гостя. Он был тепло встречен публикой, а также учениками -- семеркой швейцарских композиторов, составляющих группу Lacroix. Члены группы движутся к признанию сообща, хотя каждый из них настаивает на своей индивидуальности. К удивлению многих российских музыкантов, швейцарцы признались, что нашли в мастер-классе Денисова более толерантный стиль преподавания, нежели тот, что принят у Булеза и на центральных перекрестках европейского академавангарда. Их музыка оказалась и вправду ощутимо разнообразней, чем, скажем русско-французская продукция "Московской осени-94" или даже русско-немецкого "Форума-95". А увенчало концерт сочинение просто великолепное -- A la recherche Жана-Люка Дарбелле (р. 1946), в котором акустическая находка (камертон, будучи использован как музыкальный инструмент, идеально сливается с тембром кларнета) оказалась мастерски вплетена в отточенную и вместе с тем экспрессивную композицию. Ради возникновения такого шедевра стоило затеять и целый композиторский союз.
Кажется, впервые в России в живом исполнении прозвучала музыка Джачинто Шелси (1905-1988). Этот римский аристократ, внучатый ученик Шенберга и Скрябина, член неведомой секты, запрещавший себя фотографировать, композитор-медиум и эзотерический новатор, чьи сочинения записаны чужой рукой, в последние годы стал предметом очередного культа (как ранее Айвз или Сати). Его музыка лишена всякой посюсторонней привлекательности и этим напоминает нашу Галину Уствольскую -- не случайно Марианна Шредер, пианистка и композитор из Lacroix, в своем репертуаре объединяет их.
Лучшим примером неальтернативного мышления стал на фестивале ее коллега, швейцарский ирландец Джон Вольф Бреннан -- автор камерной музыки, но одновременно и крепкий джазовый пианист. И все же, хотя целом идея альтернативности фестивалем отвергнута, проклятье имени, данного от рождения, над ним висит. По мысли организатора и ведущего "Альтернативы" Дмитрия Ухова, все виды музыки -- академические и нет -- обязаны объединить свои достоинства перед угрозой коммерциализации и обезличивающего техницизма. Московский "Термен-центр" поддержал его слова, дав в содружестве с американскими мастерами компьютерной музыки один из лучших концертов на фестивале. В меньшей степени это удалось человеку по кличке Питон (из некоей рок-группы) -- таких казусов на фестивале немного, но есть.
Одним из постоянных героев фестиваля "Альтернатива" является композитор Владимир Мартынов. Что естественно -- говоря просто, он действительно сильно от всех отличается. Но кроме того, Мартынов и сам не теряет склонности к тонким поворотам курса, что становится особо необходимым, чуть только его изобретения начинают немного приедаться. В этот раз, словно отвечая на вопрос, можно ли еще продолжать писать монотонные сочинения, которые длятся битый час, Мартынов доказал, что можно и во многом именно благодаря существующим на этот счет сомнениям. Первые сорок пять минут (всего-то!) фортепианные "Танцы Кали-Юги" представляются слушателю чисто акустическим объектом -- несколько бесконечно повторяющихся нот, богатая игра обертонов, и не более того. Однако в заключительной пятнадцатиминутке против спящего/медитирующего слушателя совершается провокация -- из невидимых нор на сцену вылезают псевдоклассические модуляции, замысел плавно, но решительно обнаруживает свою концептуальную основу. Эпоха Кали-Юга, по индуизму и по Мартынову -- это наша эпоха, отмеченная насилием сознания над природой и музыкой. Согласно авторскому комментарию, "деятельность композитора сводится к превращению естественного потока музыки в систему запруд, водохранилищ, искусственных каналов и резервуаров". Через эту систему лодка Мартынова успешно продвигается, снабженная надежным двойным дном. Предрекая "конец времени композиторов", Мартынов в то же время ведет себя как типичный композитор -- вызывает к жизни магическую суть музыки, чтобы подвергнуть ее испытанию в интеллектуальном контексте. В результате он получает в свои руки рычаги управления временем и словно исподволь насыщает час, отведенный для "Танцев" (названных автором "эзотерическими"), ослепительными контрастами активности восприятия. Пианист Антон Батагов проявил себя таким же адекватным исполнителем Мартынова, как ансамбль АСМ -- Денисова и мастеров Кали-Юги, прописанных в Швейцарии. Под занавес фестиваля нас ожидает также "экзотерическая" версия тех же "Танцев". Будем надеяться, что Владимир Мартынов будет прощаться с эпохой Кали-Юга столь долго, сколь будет оставаться одним из самых блестящих ее представителей.

Современные русские композиторы: Эдисон Денисов, Владимир Мартынов
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков