Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

В классической музыке появилось свое Хару мамбуру

Завершился фестиваль "Альтернатива"

КоммерсантЪ / Среда 07 июня 1995
Автор этих строк должен признаться, что его представления о современной музыке, составившиеся к сегодняшнему дню, в немалой степени обязаны восьмилетнему хождению на фестиваль "Альтернатива". Поэтому он решил оградить читателя от предвзятости собственных оценок и сформировать, на благо объективности, неофициальное жюри. В него согласились войти ведущие музыковеды и критики, а также сами участники фестиваля (всего числом 12), исправность посещения концертов которыми составила 50-100 процентов.
По номинации "Лучшее сочинение фестиваля" абсолютным рекордсменом стали "Танцы Кали-Юги (эзотерические)" Владимира Мартынова (внушить читателю энтузиазм по поводу премьеры этого сочинения мы пытались в пятничной публикации). Они получили 6 баллов; кроме того, по 1 баллу заработали еще два опуса того же автора -- "Осень" (из коллективного сочинения "Времена года") и "Обретение абсолютно прекрасного звука". Таким образом, Мартынов стал лучшим композитором фестиваля -- причем, что тоже характерно, двое неофициальных судей поместили концерт с "Танцами" в число худших.
Второе место заслужило произведение Антона Батагова "Бобэоби" на текст Хлебникова (3 голоса -- этот опус исполнялся под самый занавес фестиваля и не исключено, что, если бы отдельные судьи не поторопились заранее сдать анкеты, результат был бы еще выше). Ансамбль народной музыки Дмитрия Покровского, для которого предназначен опус, в последнее время существенно расширил свой репертуар, включив в него профессиональные произведения. На концерте были спеты хоры Мортона Фелдмана и Альфреда Шнитке, трогательный цикл "Наш путь в Америку" Джона Эпплтона (американца, сына уфимского жителя), сыграно "Коло" югослава Винко Глобокара -- попытка соединить элементы обряда и индивидуальное ощущение приближающейся катастрофы (написано до войны на Балканах).
Дмитрию Покровскому удалось объединить ценности народного пения/миросозерцания и постиндустриальной музыки -- вспомним его вокально-семплерную версию "Свадебки" Стравинского; Антон Батагов сумел этот объединенный контекст композиторски освоить, обосновав его в другом, но близком архетипе -- гимнической зауми Хлебникова. В результате, пожалуй, впервые в нашем авангарде появилось сочинение, впрямую обращенное к коллективному переживанию. А также веселью и застолью -- в согласии с партитурой появлялось шампанское, объединяя коду с празднованием окончания фестиваля. Но до этого были сорок минут изматывающего труда: стать лучшим на деревне можно только безостановочно переплясав, перепев и перепив всех остальных -- а в случае с Батаговым еще и компьютер. "Губы" во главе с Покровским сорок минут "пелись" исключительно слогами "Бо-Бэ" и "О-Би" (превзойдя в упорстве даже рекламу известного гигиенического средства o.b.); сходным образом испытывались другие хоровые группы -- "Взоры", "Брови", "Облик" и "Цепь", -- пока они не узнали, что именно "так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо". Каких таких соответствий, не знал и сам Хлебников (как и Некрасов про какой-то испуг у парадного подъезда). Но Батагов с Покровским, похоже, знают: в некотором смысле "Бобэоби" могли бы сыграть на ниве академизма ту же роль, что и мультик с забавной песенкой про Хару мамбуру, вдруг упавший летним дождиком на эстрадные телеэкраны и упразднивший многие проблемы -- в том числе нерешенное "русским роком" сочетание родного языка с англовыращенным саундом. Станем важными и заметим, что оба опуса, признанные лучшими, -- и Мартынова, и Батагова -- написаны в эстетике, не совсем точно определяемой как "минимализм". Это вполне соответствует многолетним традициям фестиваля "Альтернатива".
На третью позицию попал Александр Вустин (короткая пьеса "Lamento" для фортепиано). Вустин, как и Батагов, заработал 3 балла, но процент посещаемости среди его избирателей был ниже. На четвертом месте оказался Дьердь Лигети -- Концерт для 13 инструментов (не мировая премьера, зато классика авангарда), а на пятом -- вновь Александр Вустин, уже с "Тремя торопецкими песнями". Таким образом, в целом Вустин обошел Батагова и встроился непосредственно за Мартыновым. Что, на наш взгляд, подтверждает существование на свете такой категории, как справедливость: Вустин никогда не старался привлекать к себе внимания ничем, кроме сочинений такой изумительной тонкости и серьезности, как прозвучавшие на "Альтернативе".
Билет # 6 достался коллективной опере "Криптофоника" (Ираида Юсупова, Сергей Невраев, Иван Соколов) -- она же попала и в худшие. Все остальные сочинения были названы в лучшем случае по разу. Несмотря на то, что среди них были истинно первоклассные, для объемного культурного высказывания этого оказалось мало.
Лучшим исполнителем был назван ансамбль Modern из Германии -- 6 баллов. На фоне такого успеха позволим себе и субъективную критику: ансамбль слишком нейтрален и поверхностен, исполнителей с яркой манерой в нем мало.
Второе место и в качестве исполнителя завоевал Антон Батагов -- 5 баллов. Прибавим к ним еще 3 балла за "Бобэоби" и назовем Батагова лучшим участником фестиваля вообще. Хотя пусть одним голосом, но в худшие он тоже попал.
На третьем месте -- пианист Иван Соколов, на четвертом -- фаготист Валерий Попов (именно они оба сыграли программу Вустина). Далее -- "Академия старинной музыки" Татьяны Гринденко, Ансамбль Дмитрия Покровского, пианистка Марианна Шредер и певица Консуэло Саньюдо (последняя вместе с клавишником Дитмаром Бонненом представила типично "альтернативную" программу, объединив старинную музыку с Кейджем, Фрэнком Заппой, Джойсом и Хармсом -- непременным джентльменским набором модернистов разных стран).
В трудное положение поставил членов неофициального жюри выбор лучшего концерта. Все сборные программы уступили пальму первенства монографии -- рок-концерту Питера Хэммилла (3 балла). Лучших залом судьи назвали 5-ю студию Дома радио (6) и Дом композиторов (5). Поскольку в целом фестиваль "Альтернатива" либо "оправдал" (9), либо даже "превзошел" (2) их ожидания, в заключение назовем его организаторов: Дмитрий Ухов и Антон Батагов, Министерство культуры РФ, союзы композиторов России и Москвы, Ассоциация лауреатов конкурса им. Чайковского, радио "Орфей", Международный акционерный банк, SoLyd Records и другие. Бобэоби до "Альтернативы-96"!

Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков