Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Оркестр в недостроенном храме

Мстислав Ростропович работает в Москве. Идут репетиции "Хованщины" в Большом театре: премьера спектакля, который новая администрация театра рассматривает как этапный, должна состояться 9 и 11 ноября. Два своих свободных дня Ростропович посвятил благотворительной акции с названием "Не нам, не нам, а имени Твоему". В Большом зале Консерватории он дал концерт в Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя; следом состоялся бесплатный концерт для строителей в нижнем соборе строящегося храма.

КоммерсантЪ / Вторник 24 октября 1995
В городской рекламе благотворительный проект не нуждался. Отдельные афиши, встречавшиеся на улицах города, издали можно было перепутать с рекламой "Полароида"; возле Консерватории афиши не было вообще, как бывает в случаях с закрытыми ведомственными концертами. Но меломаны, разумеется, знали все и так: амфитеатры были забиты битком. Партер же, в котором оставались свободные места, принадлежал жертвователям и приглашенным лицам. Покупка места предполагала взнос с кассу фонда величиной от $1 тыс. Известно, что отдельные пожертвования доходили до $50 тыс., но общая сумма взносов пока не подсчитана -- предполагается, что она составит около $500 тыс. или немногим больше. В многомиллиардной смете строительства это лишь капля, поэтому понятно, что замысел Ростроповича преследовал главным образом символические цели. Одна из них не декларировалась, но была достигнута сполна: праздник прошел безо всякого присутствия коммунистических и националистических сил, именем Ростроповича отстраненных от любой причастности к союзу демократической власти, православной церкви и свободного искусства.
За последние пять лет Мстислав Ростропович прибавил к почитателям своего искусства публику, считающую своим долгом пускаться в аплодисменты после каждой части музыкального произведения. За исключением этого обстоятельства, атмосфера в Большом зале ничем не напоминала митинг или патриотическое шоу. После того как митрополитом Ювеналием было зачитано короткое послание от Алексия II (сам Патриарх находился в Швейцарии), вышла неизменная Анна Чехова, и начался обычный концерт. Спешим опровергнуть тех, кто недооценивает симфонический оркестр "Молодая Россия" под управлением Марка Горенштейна, -- "Франческу да Римини" Чайковского оркестр исполнил на совесть, а соло на кларнете Бориса Пурыжинского подало пример редкой культуры игры.
В преддверии концерта Ростропович провел с оркестром две репетиции, в основном посвятив их подготовке виолончельных концертов. И все же занятость в подготовке "Хованщины" сказалась на техническом качестве его исполнения -- Первый концерт Гайдна прошел с большим количеством интонационного брака. Лучше всего Ростроповичу удавалось заметать следы неточностей в первой части, исполненной им с непринужденной легкостью, искренностью и скрытым драматизмом. Уникальный обладатель уходящих традиций, Ростропович словно лично владеет и несколькими великими концертами -- среди них Первый Шостаковича, им вдохновленный, ему посвященный. Так он и был сыгран -- словно сквозь зубы, мимо сегодняшнего слушателя, как документ далеко не идиллического прошлого.
В заключение концерта Ростропович встал за дирижерский пульт, чтобы исполнить торжественную увертюру Чайковского "1812 год". Единственный раз взяв слово, он напомнил публике о том, что это произведение было создано композитором специально для открытия храма Христа Спасителя. Увертюра Чайковского писалась к выставке, посвященной 25-летию царствования Александра II и освящению храма. Сочиняя ее, автор признавался: "Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств. Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мое вдохновение... Увертюра будет очень громка, шумна, но я писал ее без теплого чувства любви и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет". Чайковский скромничал, увертюра вышла превосходной -- чего стоит хотя бы великолепный в своей примитивной мощи предыкт к заключительному разделу или тема императорского гимна в изложении низких медных! -- как и сотрясшее зал звучание оркестра.
Вопреки ожиданиям концерт в самом возводящемся храме тоже оказался концертом -- при том что завершением стали вручение грамоты от Патриарха, пламенная речь Лужкова и облачение музыканта, как и его супруги, в красивые строительные каски. Симфоническая часть была чуть другой, Шостаковича не играли, Гайдн прозвучал в целом лучше и согласованнее с оркестром. В качестве соло Ростропович замечательно исполнил Сарабанду из Сюиты ре минор Баха. Звуки увертюры "1812 год" сопровождались слайд- и кинопроекцией, посылавшей из глубин алтаря на задник ненавязчивые изображения с храмом, огнем и плывущими облаками. Жалко, если концерт в этом месте останется единственным. Вряд ли православная церковь допустит в стены своего храма практику, принятую во многих церквах Европы -- открытые концерты, где может звучать музыка светская и духовная, даже других конфессий. Но пока в неосвященном и неоформленном состоянии нижний собор храма располагает отличной акустикой и сулит большой простор эксперименту.
Претензии, которые можно предъявить к деятельности Ростроповича с точки зрения строго вкуса, лежат на поверхности. Важнее другое. Рихтеру удавалось, ничем не вторгаясь в сферу общественной деятельности, быть символом высших человеческих ценностей. Ростропович идет иным путем, повинуясь экставертности своего таланта и общей ситуации в мировой культуре, в которой художнику, ограничивающему себя профессиональным кругом дел, все труднее добиться мирового признания. Влюбленный в музыку, он не жертвует ее существом, но, оставаясь последним представителем старой русской исполнительской школы, отдает дань и традиционному русскому логоцентризму, полагающему ценности слова и поступка выше чистого искусства. Вместе с тем он подарил Первую часть концерта Гайдна -- нам, нам, как, наверное, и имени Его. Кто скажет, что этого так уж мало?

Опера Мусоргского "Хованщина" ставится в Большом театре в редакции Дмитрия Шостаковича. После премьеры Мстислав Ростропович передаст постановку дирижеру Павлу Сорокину. Сейчас постановщик оперы Борис Покровский репетирует спектакль только с первым составом певцов, большая часть которых приглашена из Мариинского театра -- ведущие вокалисты Большого заняты на Западе. Оформляет спектакль Теймураз Мурванидзе. Вокальным консультантом является Галина Вишневская.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков