Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Кшиштоф Пендерецкий признан православным миром

В Большом зале консерватории состоялась российская премьера "Заутрени" (1969-1971) Кшиштофа Пендерецкого. Это монументальное сочинение, в котором знаменитый польский авангардист претворил традиции православной музыки, исполнили Государственный симфонический оркестр п/у Владимира Понькина, хор фонда "Русская музыка" (руководитель Валерий Максимов), хор мальчиков города Конаково (руководитель о. Вадим Махновский) и солисты -- Ева Ижиковска, Вита Николаенко, Петр Кусевич, Радослав Жуковский (Польша) и Георгий Тер-Маргарян (Россия). Кшиштоф Пендерецкий присутствовал на премьере и продирижировал также "Херувимской песнью" (1986) для хора а капелла. Концерт имел успех, хотя и не такой, который знали произведения Пендерецкого на московских сценах 10-15 лет назад. Комментирует обозреватель ПЕТР ПОСПЕЛОВ.

КоммерсантЪ / Суббота 20 мая 1995
Организовать исполнение своей православной "Заутрени" в России автор намеревался давно и неоднократно бывая в Москве в 70-80-е годы, просил санкции каждого очередного министра. Однако авангардизм и православие, соединенные в одной партитуре, видимо, превышали порог допустимого -- хотя музыка Пендерецкого сама по себе была в СССР относительно доступна. В магазинах продавались пластинки, выпущенные фирмой Muza, периодически случались и концерты.
"Важно иметь кому писать наперекор", -- сказал Кшиштоф Пендерецкий на пресс-конференции, вспоминая свой образ мыслей недалекого прошлого. В молодые годы в его комнате орал младенец, и композитор приучил себя к работе в кафе, где сформировал свою знаменитую "скоропись". Его слава началась в 1959 году, когда Пендерецкий выиграл все три премии на конкурсе молодых композиторов (в жюри входил Витольд Лютославский). Вскоре имя Пендерецкого становится известным всему миру, и, конечно же, каждому поляку. Польской культуре удалось сохранить относительную свободу от руководства, но мало что могло так блестяще свидетельствовать об этом, как мировое признание музыки польского авангардиста.
Сегодня нужно проявить очень большую фантазию, чтобы сказать, что Пендерецкий внес в развитие мирового авангарда вклад, соразмерный с величиной его повсеместной славы. Большинство открытий в области так называемой "сонористики" было сделано мастерами авангарда западноевропейского. Между тем долгое время, во всяком случае для нас, имя Пендерецкого было символом не только "новой польской школы", но едва ли не всего нового и дерзкого, чем мог похвастать язык современной музыки вообще.
Если выбирать из его биографии самые заметные вехи, то одна из них -- поворот к неоромантизму, произошедший в середине 70-х годов. Пендерецкий, пошедший теперь "наперекор" авангарду, к тому времени стал самым высокооплачиваемым академическим композитором в мире. Ему заказывают музыку крупнейшие фестивали, ООН, Олимпийский комитет, его произведениями дирижируют Булез, Караян, Зубин Мета. Он и сам может позволить себе стать за пульт лучших оркестров.
Кшиштоф Пендерецкий, -- несомненно, больше, чем просто талантливый популяризатор. Как никому другому ему удалось "очеловечить" структурные и концептуальные открытия первопроходцев и придать языку музыкального авангарда необыкновенно яркий, напряженный, эффектный, а подчас и трагический тон -- отличающий, к примеру, и лаконичный опус для 52-х струнных "8:37" (1960, годом позже переименованный в "Плач памяти жертв Хиросимы"), и грандиозную евангельскую ораторию "Страсти по Луке" (1966).
Сейчас пик его влияния остался позади (на мировом горизонте появился его сверстник и соотечественник -- Гурецкий). Теперь Пендерецкий пишет скромную, интимную камерную музыку, основное время посвящает дирижерской деятельности и преподаванию, поражает всех разнообразием своих хобби -- коллекционера искусства, знатока древней литературы, а также ботаника, вырастившего на 19 гектарах собственный дендрарий с 80 породами клена.
Скажем прямо, что прошлое кумира многих музыкантов (не исключая и отдельных музыкальных обозревателей) -- тема намного более богатая, чем только что произошедшее в Большом зале консерватории. Пендерецкий приехал после восьмилетнего перерыва и наконец представил российскому слушателю свою православную "Заутреню".
Музыка Пендерецкого религиозная, но не литургическая, поэтому все вопросы о соответствии канонам должны быть оставлены. В "Заутрене" две большие части -- "Положение во гроб" и "Воскресение". Они включают Тропарь, Стихиру, Кондак, Икос и другие традиционные части православной службы, но в целом структура православной литургии, обнимающая события от Страстной пятницы до Светлого Христова Воскресения, трактована весьма вольно. Возможно, в эпоху своего написания "Заутреня" была подтверждением мощи авангарда, которому подвластно все -- вплоть до ассимиляции сакральных традиций. Сейчас же, например, хоровая речитация "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ", поданная во вполне аутентичном виде, звучит на сцене консерватории несколько смешно, а весь набор типичных для Пендерецкого монтажных клише наводит лишь на грустную мысль о полистилистике.
Партитуры Пендерецкого всегда эффектны зрительно -- их изощренная графика словно призвана свидетельствовать о непременной сложности для исполнения. Для московской премьеры был выбран надежный вариант: Владимир Понькин встречался с партитурой не впервые -- он уже дирижировал "Заутреней" с оркестром Краковской филармонии на юбилейном фестивале в Стокгольме (где к 60-летию Пендерецкого было исполнено, страшно подумать, 57 его произведений). В БЗК звучание оказалось довольно блеклым -- хору не хватало мощности и точности, оркестровая фактура расползалась в стороны.
Самым сильным местом и партитуры и исполнения стали солисты-певцы, особенно мужчины. В их редких сольных выходах была и нешуточная экспрессия, и забавное обращение с православными прототипами, и лак отделки. В целом же "Заутреня" -- произведение переходное. Вряд ли оно написано без вдохновения, но авангардная часть приемов в ней выглядит устало, а грядущий романтизм еще не обрисовал своей спасительной перспективы.
Кшиштоф Пендерецкий (1933) -- композитор, дирижер, педагог. Автор ряда крупных кантатно-ораториальных сочинений ("Страсти по Луке", Dies irae (памяти жертв Освенцима), "Космогония", "Заутреня", Магнификат, Te Deum, "Польский реквием"), четырех опер ("Дьяволы из Людена", "Потерянный рай", "Черная маска", "Король Убю"), 5 симфоний, ряда инструментальных концертов, оркестровых, хоровых и камерных пьес. Ректор Музыкальной академии в Кракове, член жюри многих фестивалей, обладатель национальных и международных наград.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков