Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Англичане решились полюбить Римского-Корсакова, как уже любят Мусоргского

"Хованщина" в Лондоне

КоммерсантЪ / Суббота 03 декабря 1994
В последнее время English National Opera (ENO, один из двух, наряду с Королевской оперой Ковент Гарден, главных столичных театров) ставит меньше эпических исторических опер, чем в прошлом, -- возможно, по финансовым причинам. Но и среди увидевших свет число хороших постановок невелико. "Хованщина" в этом ряду, бесспорно, одна из лучших.
Эта опера Мусоргского, повествующая о заговоре стрелецких командиров и самосожжении раскольников, периодически появляется на западных сценах, хотя и значительно реже, чем "Борис Годунов". В год столетия смерти композитора (1881) и годом позже ее исполняли в таких центрах, как Милан, Нью-Йорк, Лондон (Royal Opera) и Женева. Обычай трактовать народные драмы Мусоргского как пышные многофигурные полотна укрепился на Западе со времен дягилевских сезонов. В числе свежих премьер назовем постановку Венской оперы (1989, режиссер -- Альфред Кирхнер, дирижер -- Клаудио Аббадо) -- квинтэссенцию катастрофических представлений о российской жизни. По счастью, ее занавес, на котором, как на картине Верещагина, красуется гора черепов, не отражает устойчивой традиции европейских постановок: ее у "Хованщины", в отличие от того же "Бориса" вообще нет.
В ENO "Хованщину" поставила Франческа Дзамбелло. Строгие ценители связывают ее успехи на мировой оперной сцене с общим поскучнением театральной политики: выдумка Дзамбелло, как правило, не простирается за рамки привычного. Однако драма Мусоргского в ее трактовке, внешне достаточно холодной, исполнена настоящей внутренней силы. Центр декораций Алисон Читти -- конструкция из металлических рам, которая трансформируется в мосты, стены и другие сооружения. Детально проработаны костюмы некоторых персонажей -- но только тех, о чьем ранге не следует забывать. Сложный рисунок оперы выглядит на удивление ясно (кстати, и идет она не 4 часа, как предсказывали, а всего три с половиной).
Время, когда для постановок опер Мусоргского считалось корректным приглашать певцов из России (а еще лучше -- из Болгарии), похоже, проходит. После впечатляющих опытов Марти Талвела, Руджеро Раймонди или Роберта Ллойда западноевропейские артисты приобрели уверенность в своих силах. В постановке ENO заняты Уиллард Уайт (Иван Хованский), Ким Бегли (Голицын), Гуинн Хауэлл (Досифей), Ховард Хаскин (подьячий), Анн-Мария Оуэнс (Марфа), Кэтрин Поп (Эмма) и Мария Моль (Сусанна). Это только те певцы, которые заслужили комплименты критики. Особо отмечен впечатляющий дебют молодого баса-баритона Поля Уэлана в роли Шакловитого. Как музыкальное целое постановка, осуществленная музыкальным руководителем ENO дирижером Саэном Эдвардсом, может быть, не вполне убедительна. Но музыка Мусоргского редко дается сразу -- со временем звучание должно стать лучше.
Театр выбрал оркестровку Шостаковича. В последнее время обращение к ней стало правилом: Аббадо в Вене поступил так же. Трактовка Шостаковича верна оригинальному тексту, хотя в ней и больше непривычных звуковых эффектов -- наподобие звона курантов. По мнению обозревателя Financial Times Дэвида Мюррея, со временем постановка ENO обретет больше глубины, и часть подобных штрихов может стать ненужной.
Незаконченные произведения классиков -- вечный повод для беспокойства. О своем намерении сделать новую оркестровку "Хованщины" недавно заявил Эдисон Денисов. Как известно, Мусоргский не дописал свою оперу. Римский-Корсаков закончил, оркестровал и, говоря современным языком, отрерайтировал шедевр покойного друга, чем заслужил репутацию педанта и академиста. Как ни обидно, но он, столь же своеобразный и актуальный сегодня композитор, не нашел на Западе и доли того признания, что выпало на долю Мусоргскому. Тем приятнее отметить, что в тот же день и час, когда в зале Coliseum (где дает спектакли ENO) разворачивалось действие новой постановки "Хованщины", в престижном камерном Wigmore Hall "великая русская меццо-сопрано Ирина Архипова" (самый меньший из комплиментов, на которые решаются профессионалы английской музыкальной критики) представила программу романсов Римского-Корсакова.
Архипова приближается к концу своей сценической карьеры, сделавшей певицу известной во всем мире и героиней на родине. Выступление в четверг, вполне возможно -- ее последнее появление на лондонской сцене. Архипова была в прекрасной вокальной форме -- и хотя голос, конечно, утратил силу и мощь времен расцвета, каждая музыкальная фраза звучала тепло и насыщенно. Успеху выступления способствовал и прекрасный аккомпанемент пианиста Ивари Илья.
Выступление Архиповой -- замечательный подарок к 150-летию со дня рождения Римского-Корсакова, отмечающегося в этом году (наша газета писала о юбиляре в марте). Его романсы (их около восьмидесяти) скандально недооценены; хотя они столь же, если не более, богаты, чем романсы Чайковского или Рахманинова, даже в России их поют гораздо меньше. Романсы, создаваемые Римским-Корсаковым на протяжении всей жизни, отражают многие его идеи, развитые потом в операх; не говоря уже о том, что в русской музыке после Глинки и Даргомыжского трудно найти образцы столь идеального и гармоничного соответствия стихам Пушкина, Лермонтова или Алексея Толстого.
Пораженные англичане нашли, что семнадцать романсов, прозвучавших в концерте -- настоящие жемчужины, а глубокое меццо Архиповой -- не иначе как голос "Матери России".
Неоценимой стороной общественной деятельности Архиповой многие справедливо считают ее заботу о молодых певцах. Она представила лондонской публике своего протеже -- баса Аскара Адрасакова, исполнив вместе с ним дуэт Марфы и Досифея -- из той же "Хованщины". Молодой башкирский артист спел также Трепак из "Песен и плясок смерти", а кроме того -- арию Кончака из оперы "Князь Игорь" Бородина и арию Варяжского гостя из оперы Римского-Корсакова "Садко". И хотя два последних произведения вложены композиторами в уста иностранцев, прошедший четверг можно смело назвать днем русской музыки в Лондоне.
Комментарий автора к статье: Имелась в виду Шан Эдвардс
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков