Театральная критикаАлемдар Караманов расстается с ролью аутсайдераКонцерт в Большом зале консерваторииКоммерсантЪ / Суббота 05 ноября 1994 Вспоминая годы учения в консерватории, Альфред Шнитке признался, что самой впечатляющей личностью среди его сокурсников был студент из Крыма -- обладатель необузданного темперамента, фантастических способностей и стихийных творческих сил. В начале 60-х годов Алемдар Караманов был среди тех, кто попал под влияние европейских новшеств, быстрее других освоил запрещенные техники, активно "пендеречил" (то есть применял приемы оркестрового письма, развитые поляком Кшиштофом Пендерецким). Написав в студенческом общежитии неимоверное количество музыки (в том числе -- десять симфоний), и едва не получив за диплом "неуд", композитор внезапно уехал в родной Симферополь, где продолжал работать с той же продуктивностью, почти не напоминая о себе. Позже, познакомившись с новыми сочинениями Караманова, Шнитке назвал его "гениальным композитором". Возможно, иной слушатель, отслушавший семь концертов недавнего фестиваля Шнитке, сочтет, что внимать его рекомендациям -- все равно что идти на восьмой -- и ошибется. Музыкальный мир Караманова, монументальный, внутренне целостный, ослепительно торжественный -- полная противоположность трагическому, полному внутренних противоречий творчеству Шнитке. "Аутсайдер советской музыки" -- так называется статья Юрия Холопова о Караманове в сборнике "Музыка из бывшего СССР". Только что выпущенный издательством "Композитор" сборник представляет наиболее заметные фигуры 60-70-х годов и отчасти отражает одну из сегодняшних тенденций: ключевое направление отечественной музыки видится в преодолении и отрицании авангарда. И бывший аутсайдер вполне может превратиться в нового лидера. В последние годы репутация гения за Карамановым еще более закрепилась, и история его легендарного крымского затворничества этому только способствовала. Чтобы принять участие в юбилейном концерте мастера, в Москву приехал давно не появлявшийся на родине Владимир Виардо. Исполненный им Третий фортепианный концерт стал неожиданностью даже для скептиков, убежденных в том, что многолетний отрыв композитора от музыкальных столиц неизбежно должен был списать его с парохода современности. Авангардный композитор Виктор Екимовский (другой герой того же сборника) объявил, что Караманов нарушил все мыслимые санитарные нормы композиторского ремесла, укомплектовав партитуру отходами деятельности Рахманинова и Чайковского. Однако теперь уже у многих не вызывает сомнения, что музыкальный материал современной композиции может быть любым и, более того, два произведения, звучащие весьма похоже, могут кардинально различаться по смыслу. Вопрос в том, каковы внутренние основания, что за этим стоит? В интервью и комментариях автора к различным сочинениям можно услышать о "переосуществлении" творческого духа и действии планомерной высшей силы. Автохарактеристика Караманова: "Я -- убежденный ортодоксальный традиционалист". В авангардные московские годы автор был искренним советским патриотом. Но внутренний кризис середины 60-х оказал свое воздействие не только на его музыкальный язык, но и на духовные ориентиры. Весь симферопольский период Караманова -- православный; свою концепцию он называет "музыкальной религией". Большинство произведений имеет религиозную программу и соответствующие названия (в прежние годы издаваемые или исполняемые сочинения выходили под псевдонимами: например, Восемнадцатая симфония "Любящу ны" существовала под именем "Путями свершений"). Прозвучавший в концерте Третий фортепианный концерт назван Ave Maria, и передает в музыке диалог архангела Гавриила и Марии. Однако ни биография, ни названия и авторские комментарии, ни слава отшельника-мессии, которую сейчас охотно поддерживает своеобразная партия адептов Караманова, не в состоянии оказать влияния на непосредственное впечатление от музыки. Всего этого можно и не знать -- главное же остается. И это главное действительно изумляет. Музыка Караманова чужда интеллектуализма и остраненности. В ней нет места артикулированным сопоставлениям, а итог не подводит черты под многообразием данных. Единство в ней присутствует изначально, воплощенное в царстве устойчивости, праздничности, "супертональности". Ave Maria нимало не аскетична -- это беспредельное количество вагонов и бочек мажора, выставленного на нескончаемое пиршество. Надо сказать и про отменный срок его выдержки: концерт написан в 1968 году, когда большинство авангардистов еще не помышляло о решительном расставании с диссонантной вертикалью. Правда, исполненная в концерте "Весенняя" (читай -- "Пасхальная") увертюра, сочинение 1984 года, не дала отчетливого представления о том, как менялся композитор в последние десять лет. Зато Третья симфония (московско-студенческой поры) заставила предположить, что авангардистом как таковым Караманов никогда не был. Для "внучатого" ученика Римского-Корсакова традиция русской классической музыки оказалась сильнее, чем логика отрицаний XX века, что побуждает и нас задуматься о другой, не менее убедительной, логике развития музыкальной истории. КАРАМАНОВ Алемдар Сабитович (р. 1934) -- сов. композитор. Ученик С. С. Богатырева и Д. Б. Кабалевского. Осн. место в творчестве К. занимают симф. произведения -- К. автор 24 симф. (1954-86). Среди др. произв.: балеты "Комсомолия" (совм. с Е. П. Крылатовым, 1957, Москва), "Сильнее любви" (1961, Ленинград); кантаты "Ленин жив" ("Комсомольская", сл. В. В. Маяковского, 1963), "Песня женатого солдата" (1963), "Stabat mater" (1969), Реквием (1971). Музыкальный энциклопедический словарь, М., 1990 Современные русские композиторы: Алемдар Караманов, Альфред Шнитке |