Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Валерий Афанасьев предпочел бы не встречаться с Шубертом

Концерт в Большом зале Консерватории

КоммерсантЪ / Вторник 18 января 1994
Однажды Валерий Афанасьев обмолвился, что друзья не советовали ему играть в России слишком много -- привыкнут. Этого не произошло. Ученик Якова Зака и Эмиля Гилельса, давно уже живущий во Франции, Валерий Афанасьев пятый год подряд выступает на родине и стал одним из самых почитаемых нашей публикой музыкантов. Помимо пианистического дара, успеху артиста мистически способствуют и его никем не читанные романы на французском и стихи на английском. По словам писателя Саши Соколова, Афанасьев -- первый русский после Набокова, кто смог столь блестяще писать на неродном языке.
Человек, умеющий уходить от антитез -- таким является Валерий Афанасьева на исполнительской стезе. В его творчестве одно питает другое -- чувственное и рациональное, светлое и жестокое, гармоничное и бесформенное, длиннорукое и короткошеее. Важнее многого в Афанасьеве неразделимость интеллектуального и телесного: маленькие очки библиофила и тучная внешность гурмана. Тело полностью участвует в исполнении: сочинения, оставляющие безучастным пятый палец на ноге, просто не принимаются в репертуар. Поначалу казались излишне импозантными заниженная посадка пианиста и особенно манера вскидывать ладони к потолку зала. Однако сейчас даже педагоги консерватории рекомендуют студентам обратить внимание на этот жест -- именно он и доверяет инструменту полноценную паузу. А пренебрежение Афанасьева к "разыгрыванию" рук перед концертом говорит опять же о глубокой невозможности отделить физическое упражнение от умственной тренировки.
Афанасьеву претят новый академизм и забвение интереса к эксперименту, охватившие современную слушательскую Европу. Отвергая ложное стремление к подлинности, "единственному прочтению" или окончательной исполнительской версии, он стремится каждый раз предлагать подвижные, словно незавершенные интерпретации классической музыки. Исполнив (едва ли не единственный раз) современное сочинение -- "Макрокосмос" Джорджа Крамба -- с внушительной долей отсебятины, он постарался уклониться от встречи с автором. Неизвестно, какова была бы и встреча с Шубертом по итогам прошедшего концерта. Шесть музыкальных моментов, соч. 94 и Сонату соль мажор, соч. 78 -- Афанасьев сыграл, словно совмещая и перемежая несколько возможных прочтений. В сонате особо непредсказуемо чередовались гипнотическая протяженность и экзальтированная динамика в близких по материалу разделах. Порой же и то и другое уступало место почти примитивной прямолинейности.
"Если бы на ВДНХ был павильон счастья, то я был бы лучшим его экспонатом" -- так или в этом роде сказал Афанасьев в телевизионном интервью по первом приезде на родину. Россия теперь участвует в главном замысле художника -- "превратить свою жизнь в красивую авантюру" или даже "прожить как можно больше жизней" -- замысле, в котором вновь читается глубокая неразделимость гедонизма и стоицизма.
Мы же начинаем соприкасаться и с литературным творчеством музыканта. На концерте продавали книгу стихов Валерия Афанасьева "Back to the U.S.S.R", только что выпущенную в Петербурге в качестве приложения к альманаху "Петрополь". Английские оригиналы в ней напечатаны параллельно с русскими переводами самого поэта. Приведем пример наиболее точного соответствия -- отрывок из посвящения "Майе Плисецкой": Yet everyone adored your wings. (Dedalus would have melted with envy; Icarus would have remained on earth To see you at the Bolshoi Theatre.) Но всех пленили твои крылья (Икар от зависти бы лопнул Когда б в Большом тебя увидел; Дедал ногой со злости б топнул.)
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков