Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Европейские будетляне победили русских футуристов

"Победа над Солнцем" в Москве

КоммерсантЪ / Пятница 15 октября 1993
Опера "Победа над Солнцем" была сочинена в 1913 году силами "Первого всероссийского съезда футуристов", состав которого исчерпывался тремя депутатами: поэтом Алексеем Крученых, художником Казимиром Малевичем, создавшим костюмы и декорации, художником и музыкантом Михаилом Матюшиным, который выступил в роли композитора. Затем к опере добавился поэтический пролог, написанный Велимиром Хлебниковым. Это произошло после объединения общества художников "Союз молодежи" (среди членов которого были Филонов, Малевич, Татлин) с литературной группой "Гилея" (в нее входили Лившиц, Хлебников, Крученых, Каменский и др.). Проходил съезд в Финляндии, на даче у Матюшина; художники объявили о создании театра "Будетлянин" и выпустили манифест, где пояснили, что они являются разрушителями чистого, правдивого и звонкого русского языка, отжившего случайного и несистематического мышления, элегантности, легкомысленности и дешевой красоты. Герои оперы сражались против мира живой природы и в конце концов заколотили ее символ -- Солнце -- в бетонный дом.
С исторической точки зрения опера "Победа над Солнцем" важна в первую очередь тем, что в ней Малевич впервые открыл и применил приемы супрематической живописи (в том числе знаменитый "Черный квадрат", присутствовавший в оформлении сцены), которые позже стали основой целого направления в станковой живописи и прикладном искусстве. Премьера оперы прошла всего два раза в Петербургском Луна-Парке, очень успешно, то есть с закономерными и запланированными скандалами.
С тех пор опера на русской сцене не появлялась. Известна постановка, осуществленная Робертом Бенедетти (Robert Benedetti) в 1984 году в Лос-Анджелесе -- тщательнейшая музейная реконструкция, хотя и в английском переводе.
Венский театр К & К не ставил перед собой подобной задачи; однако авторы постановки тоже располагали неким манифестом, культурной программой, которую посчитали нужным изложить на пресс-конференции. Идеи оперы они спроецировали на период советской истории, исходя из того, что "больше знают об этом времени, чем футуристы, которые только его предугадывали." Соцреализм забетонировал самих футуристов, а заколоченное ими Солнце обернулось саркофагом Чернобыля. Скандал стал невозможен и его место занял капустник, который авторы и сделали основой спектакля. Актуальный политический смысл, по их собственным словам, они в работу не вкладывали.
Режиссером постановки выступил профессор Венской музыкальной академии Дитер Кауфман (Dieter Kaufmann), представленный в пресс-релизе как "лидер австрийского музыкального авангарда", он же создал "электроакустические проекции". Текст декламируется и поется то на немецком, то на русском языках -- труппа состоит им трех австрийских женщин (которые исполняют мужские роли) и четырех русских мужчин (два поп- и два оперных певца). Еще один актер -- живущий ныне в Австрии русский композитор и пианист Сергей Дрезнин, написавший музыку к венскому варианту "Победы...". Несколько лет назад он был весьма популярен в московских студенческих кругах благодаря своей джаз-опере "Офелия" (на оригинальный английский текст Шекспира); в те же времена, видимо, и завязался его роман со стихией капустника. Из музыки Матюшина Дрезнин оставил только три цитаты, а из своей заставил запомнить песенку "Anfang gut -- alles gut".
Сценическую конструкцию и кинопроекции создал кинорежиссер Клаус Карлбауэр (Klaus Karlbauer). Главной частью сценографии стала платформа на рельсах с установленным на ней роялем -- иногда Дрезнин передвигался на ней по сцене, крутя педали. Кинопроекции должны были направляться в центр происходящего, где иногда возникал в качестве экрана супрематический квадрат. Оценить их не удалось, ибо 16-мм кинопроектор отказал спустя несколько минут после начала представления (в то время как прибор, исторгавший дым. как назло, исправно работал). Малевич угадывался в двух-трех слайдах, заменявших задник, и в костюмах, выполненных Эрикой Раймер (Erika Reimer) на основе эскизов художника.
Достаточно трудно было обнаружить какое-либо соответствие увиденного, во-первых, произведению русских футуристов, во-вторых, концепции самих же авторов постановки, в-третьих, количеству спонсоров, перечисленных в буклете. И все же можно утверждать, что московские театралы стали свидетелями далеко не случайного и не заурядного проявления творческой воли. Оно относится к совершенно определенному типу. В тот момент, когда в финале полуторачасового спектакля профессор Дитер Кауфман поднялся на сцену (он мог бы и не исполнять соло на пиле), все встало на свои места. Повеяло холодком таинств Ложи. Есть творчество гениев, халтурщиков, нахалов, имитаторов, профессионалов, бизнесменов, классиков, хулиганов, кумиров, учеников, сумасшедших, работяг, пижонов, пьяниц и т.д. Есть творчество европейских будетлян. Как правило это профессора в летах, активные члены оргкомитетов, фондов и лиг, одержимые желанием влиять на молодежь, часто политические радикалы с юных лет, со смещенными представлениями об искусстве и глубоко заветным, но одинаковым у всех них пониманием России, ее культуры и роли в мировой истории. Они называют себя по-русски "будетляне", чтобы их не спутали с "футуристами". Они словно объединены в некую Ложу Европейских Будетлян, невидимо расстелившуюся по вольной Европе. Вот под ее гербы и угодил талантливый композитор Сергей Дрезнин. А где-нибудь в тайных закромах Ложи находится теперь, наверное, шедевр Малевича, потерявшийся на пути его возвращения в Россию.

Современные русские композиторы: Сергей Дрезнин
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков