Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Иисус Христос был духовно богатым евреем, а трижды прокукарекавший петух -- невылупившимся птенцом

Концерт в Рахманиновском зале

КоммерсантЪ / Среда 22 декабря 1993
Лишь глубокая вера в правоту своих идеалов, гранитная стойкость перед жизненными ударами, титаническая сила и мужество, перед которыми мы теперь с благоговением можем преклоняться, позволили Ивану Соколову пойти на дерзкий эксперимент и объединить три одночастные сонаты позднего Скрябина в единый цикл со сквозной логикой развития. Соколов открыл свой скрябинский триптих Седьмой сонатой, где, как писал адепт Скрябина Евгений Гунст (его фразами начинается и заканчивается настоящий текст), "сгущенная атмосфера мистицизма достигает своего апогея". Десятая соната явила собой лучезарное отдохновение, а Восьмая -- трагически-исступленный финал. Возникшие связи подчеркнули концентрированную чистоту стиля и форм.
Зерно еще более радикальной идеи исполнения цикла "Картинки с выставки" отчасти было заключено в сохранившейся ремарке Мусоргского: "Надо бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня, взывает к черепам, черепа тихо засветились". Иван Соколов раскопал инфернальный и священно-символический подтекст не только в пьесе "Катакомбы", но и в зашифрованной нотами монограмме BABA EAGA (Баба-Яга), представил Мусоргского в роли Данте, а художника Виктора Гартмана (чья посмертная выставка побудила композитора сочинить свой "Альбом-Серию") -- в роли Вергилия. Однако на этом, как в части комментария, так и в игре, он не остановился.
Так, по версии Соколова, "Два еврея" (богатый и бедный) -- это не Самуэль Гольденберг и Шмуйле, как у Гартмана, а Иисус Христос (духовно богатый еврей) и весь остальной народ (духовно бедный). Такая трактовка тоже не лишена глубины, особенно во второй ее части, если вспомнить, что тема Юродивого и некоторые хоры страдающего русского люда в опере "Борис Годунов" интонационно близки теме бедного дрожащего Шмуйле из "Картинок с выставки". Узловая точка, полярно противоположная скрябинской мистерии, была достигнута в номере "Танец невылупившихся птенцов" -- тоже своего рода сакральной пляске жрецов идеи отречения; именно здесь пианист испустил собственным голосом троекратное предательское кукареку. А во время исполнения пьесы "Быдло" (речь идет о тяжелой телеге) нежный инструмент фирмы Kawai подвергся средневековому испытанию: создатель новой фортепианной техники ухитрился, не отнимая рук от клавиатуры, с титанической силой толкать рояль в такт музыке, иногда же, по мере продвижения по сцене, и подтаскивать за собой сиденье. Подчеркнем, что нотный текст Мусоргского, как и Скрябина, везде был полностью соблюден -- даже там, где с молоком всосавший идеи Кейджа артист играл непосредственно на струнах рояля.
Иван Соколов, обожаемый устойчивым кругом публики, был принят восторженно и бурно, что относилось, видимо, и к самой идее неконвенционального исполнения. Тщетны оказались бы попытки сравнить выступление Соколова с исполнением цикла Мусоргского, скажем, Михаилом Плетневым -- эти факты лежат в разных плоскостях музыкальной жизни. Вместе с тем не стоило бы определять это как "альтернативную интерпретацию" (несостоявшаяся идея последних лет, заполненных альтернативной музыкой). В прошедшем концерте перед нами был композитор (хотя и подлинный пианист), а предложенное им творчество -- жанром композиции, который естественно продолжает концептуальную линию поставангарда, внешне придерживаясь канонических форм академического исполнительства и привлекая традиционного слушателя. Новый жанр, несомненно, принадлежит музыке будущего, а Иван Соколов на этом пути далек от последнего слова и, несомненно, одарит искусство еще многими чудесными откровениями, о которых и не снилось некоторым нашим профессиональным мудрецам, с злобной завистью, в бессилии своего ничтожества, тщетно пытающихся гасить больно жгущий их яркий луч солнечнаго света.

Современные русские композиторы: Иван Соколов
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков