Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Гидон Кремер прибыл с новой символической миссией

Концерты в Московской консерватории

КоммерсантЪ / Среда 01 декабря 1993
С самого утра милиция, оповещенная о прибытии ста машин с гостями, очищала не только место для стоянки перед Большим залом, но и улицу Герцена. В зале, как повелось, обозначилась классическая социальная архитектура: партер (почетные гости по пригласительным) и студенческая галерка. После того, как оркестр занял свои места, на сцене появился посол Латвии. Его речь, произнесенная на певучем и выразительном языке (с русским переводом), была посвящена драматическим страницам латвийской истории и наступившим затем отрадным переменам. Не успел посол дойти и до половины, как бессовестная галерка стала активно аплодировать (хорошо еще, что не петь "браво" аккордами, как бывало). Оценив нешуточность собственного положения, посол не стушевался, а пропустил две страницы текста, затем храбро перешел на русский язык, и под конец, если можно было правильно расслышать за громом оваций, даже поблагодарил за уважение, проявленное к его стране.
Если торжественная часть вечера и не оправдала ожиданий устроителей, то их сполна вознаградила музыка. В течение всей программы публику держал превосходный Рижский камерный оркестр, состоящий сплошь из молодых музыкантов с необычайно одухотворенными лицами -- казалось, будто их подбирали по фотографиям. Концерт открыли отнюдь не легкие для исполнения сочинения современных латвийских композиторов. Сам факт их выбора, показавшего, что эта школа -- одна из лучших в мире, уже мог бы сделать честь молодому дирижеру Нормундсу Шнэ.
Композитор Петерис Плакидис (р. 1947) был представлен Концертом для двух гобоев с оркестром (1982). Концерт относится к сочинениям, создавшим их автору репутацию изощренного мастера камерного оркестрового письма (солировали прекрасные гобоисты Вилнис Пелненс и Улдис Урбанс). Петерис Васкс (р. 1946) -- один из самых известных латвийских композиторов, убежденный хуторянин, отец пятерых детей. В симфонии "Голоса" (1991) ему удалось органически соединить новые веяния простоты и строгости с оркестровыми эффектами, открытыми авангардистами 60-х, и к тому же вдохнуть в музыку подлинное романтическое чувство. Оба сочинения были тщательно выучены оркестром и переданы в детальных тонкостях; в игре рижских музыкантов чувствовались увлеченность и трогательное уважение к композиторам-соотечественникам.
Следом настал черед Гидона Кремера. Ранее Кремер был символом неофициальной, едва ли не диссидентской культуры. Тогда он, пользуясь своим мировым авторитетом, имел наглость заказывать скрипичные концерты полуопальным Губайдулиной и Шнитке. Вопреки ожиданиям, Концерт для скрипки и гобоя с оркестром Баха не оставил впечатления творческой гармонии между исполнителями и показался лишь поводом к тому, чтобы маэстро Нормундс Шнэ (как выяснилось, еще и неплохой гобоист) мог поиграть с самим Кремером. Зато гвоздем программы стало произведение собрата-эстонца Арво Пярта (р. 1935), давно уже живущего в Германии. Скрипичная версия сугубо серьезного, как и вся его музыка, сочинения Fratres, местами забавно напоминала виртуозные салонные пьесы великого испанца Пабло Сарасате. Кремер любит на закуску награждать публику подобным репертуаром (вплоть до откровенного китча) -- и в этот раз звучали сочинения "легкие" (если это слово вообще применимо к музыке Шуберта); но во всех пунктах программы артист подтвердил свое поразительное умение вплетать в одну, подчас короткую музыкальную фразу несколько контрастных звуковых состояний, спаянных в монолит пластикой и энергией исполнительского жеста. Помимо шубертовских Рондо и Полонеза, Кремер и его партнеры сыграли "Вальс-каприс" Шуберта-Листа, третьим автором которого стал еще один замечательный латвийский композитор Георг Пелецис, сделавший мастерскую инструментовку. На бис Кремер исполнил соло лихую американскую обработку Каприса Паганини и смешные "Танцы кузнечика" Петериса Плакидиса, почтившего москвичей своим присутствием в зале.

Современные русские композиторы: Георгий Пелецис, Арво Пярт
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков