Театральная критикаНе пропадём в бескрайнем мореМосква во времена COVID-19Большой театр, журнал / Воскресенье 06 сентября 2020 20 марта Московская филармония открыла «Домашний сезон» — изящно спрограммированный, репертуарно эксклюзивный цикл трансляций с просветительскими предисловиями — и стала одним из ключевых участников всеобщего музыкального онлайн-проката: явления нового, впрочем, выросшего из опыта мирного времени. Несколько лет назад Филармония начала работу над проектом Всероссийского виртуального концертного зала, его видео-архив (режиссерские версии трансляций и интервью) огромен и доступен. Но одно дело — архивы. Весной 2020 года они будто тяжелые тома с полок посыпались на головы публики. Обсуждение проблемы навигации в безбрежном пространстве всемирной сетевой библиотеки оказалось в центре профессиональных дискуссий, и многие экспертные СМИ (от журнала «Театр» до портала Colta.ru ) выступили проводниками в непредвиденном онлайн-путешествии.
Лидерами музыкально-театрального онлайн-движения в Москве, как везде, стали те, кто был технически и стратегически лучше готов: театры и залы с собственными видео-студиями, качественно записанными спектаклями, привычкой к открытости и неформальному общению с публикой, налаженными контактами с онлайн-кинотеатрами, платформами, сервисами, вкусом к репертуарной широте и маневренности и просветительскими программами, по определению легко трансформирующимися в сетевой формат, как, например, проект «Студия» в МАМТе. За весну изоляции в нем приняли участие более 7 тысяч человек, а слушателями Филармонии стали около 13 миллионов (число подписчиков виртуального концертного зала выросло на 40 тысяч зрителей).
К онлайн-движению присоединились все московские театры и залы: Московская консерватория, зал «Зарядье», театр «Геликон» с еженедельными репертуарными встречами, «Новая опера», пристрастная к гибкости формата, — с концертными программами, для детской и семейной аудитории работал театр им.Сац, новаторским контентом дозированно делился Электротеатр «Станиславский».
Вынужденными потерями локдауна стали премьеры и проекты: от беспрецедентного Генделевского фестиваля в Зале Чайковского до раритетного «Стиффелио» в Новой опере. Даже перенесенные, они станут уже другими: их сыграют, придумают, увидят и услышат люди с новыми оптикой и опытом в другом воздухе времени. Неудивительно, что не все театры и залы сейчас с готовностью открывают полностью сверстанные планы на новый сезон. Но мы уже слышим, как опыт весны-2020 влияет на будущее музыки и театра, как возникают новый интерес к камерной музыке, новая бережливость к артистам и музыкантам-звездам нового поколения и отечественной прописки, новая репертуарная тщательность и программная изобретательность, новое внимание к авторским правам и новая чуткость к публике: дискуссионные клубы и просветительские программы не сворачиваются, взаимодействие со зрителем приобретает непредсказуемые, иногда удивительные черты, как в МАМТе, где перед открытием сезона стартовали публичные выборы спектакля из репертуара, который первым вернется на сцену: между «Похождениями повесы» и «Лебединым озером» теперь выбирают зрители. Да и сами они до неузнаваемости меняются, к ним присоединяются новые, как в зале Чайковского, где вперемешку с обычными слушателями сидят теперь «ангелы акустики». |