Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Ничего кроме верности

Юбилейный год Бетховена оперным театрам пришлось отмечать единственной оперой композитора.

Большой театр, журнал / Воскресенье 06 сентября 2020
В 2020 оперным театрам пришлось туго и без коронавируса. Пропустить юбилей Бетховена было никак невозможно, оставаться в стороне глупо, но вот незадача: у Бетховена плохо с операми, выбрать не из чего - максимум можно сочинить литературно-музыкальную композицию про Эгмонта или, как сделали в Пьяченце по заказу и на либретто баритона Лео Нуччи ("Il Sordo – Sogno d’amore in una notte di San Silvestro"), написать что-то самим. Хоть как-то спасают только разные редакции «Фиделио», частью с названием «Леонора», и освященная традицией возможность переписывать разговорные диалоги между музыкальными номерами.
До карантина три театра успели с самыми громкими премьерами — и по предварительной шумихе, и по итогам в отсутствие конкуренции. Во время карантина (и тоже чуточку до) все три попали в видеотрансляции: Венская государственная опера, по новой привычке, сделала прямой показ премьеры, Театр Ан-дер-Вин специально снял спектакль без публики, прежде чем окончательно уйти в гибернацию, Ковент-Гарден тянул дольше всех, но в итоге расщедрился на видео генеральной репетиции без главного козыря — Йонаса Кауфмана в партии Флорестана.
Увы, отсутствие Кауфмана — совсем не главный недостаток спектакля Тобиаса Кратцера под палочку Антонио Паппано. Кратцер как оперный режиссер бодро начал — собрал пачку наград от журнала Opernwelt за лучшие спектакли и лучшую режиссуру, а потом уверенно скандализировал Байройт задорным и точным «Тангейзером» (2019). К сожалению, со временем оказалось, что Кратцеру в опере нечего сказать — кроме того, что придумали оперу скучные богатые люди ради поддержания status quo, и никакими революциями и юношеской страстью этот истеблишмент не возьмёшь. Спектакль на немецком языке об испанцах на фоне Великой Французской революции призван одновременно развлечь английскую публику и пристыдить за то, что она развлекается. Антонио Паппано за пультом делает всё, чтобы так и вышло: музычка звучит простовато, зато хорошо запоминается из-за постоянных повторов и чёткого ритма. От мощного движения музыкальной мысли Бетховена и хитро спрятанного в ариях неумолимого её развития остаются два притопа, три прихлопа и чистый, яркий голос Лизе Давидсен, которой в одиночку звуковую картину не исправить.
Для лондонского спектакля выбрана финальная редакция «Фиделио» — решение, видимо, слишком логичное, чтобы быть популярным в этом сезоне. Спектакль театра Ан дер Вин под тем же названием — на самом деле «Леонора», редакция оперы 1806 года. Дирижёр Манфред Хонек создаёт из разнородных фрагментов партитуры, не всегда споро пригнанных друг к другу автором, этакий концептуальный альбом с цельным симфоническим звучанием и захватывающе логичной структурой. Блестящие певцы (особенно нужно отметить Эрика Катлера в партии Флорестана и Николь Шевалье в партии Леоноры) встраиваются в огромную систему Бетховена-Хонека с инструментальной точностью. Выглядит спектакль тоже удивительно цельно — архитектурное бюро Barkow Leibinger разработало на оба акта единую декорацию в виде огромной лестницы, на фоне которой люди теряются, потому что, в общем, не важны. Не важны они, похоже, и режиссёру. Голливудская звезда и блестящий драматический актёр, Кристоф Вальц давно рассказывает о своей любви к опере и режиссёрских амбициях. Неважно выходит, кажется, и с тем, и с другим. «Фиделио» Вальца сложно назвать полным режиссёрским провалом, потому что нечему проваливаться: если считать оперную режиссуру искусством работы с певцами в театре, то режиссуры в спектакле нет; если же искусством создания концепций, то, пожалуй, исчезновение людей в мощной надчеловеческий системе — будь то жестокая музыка Бетховена, репрессивное государство или ослепительная архитектура — это как раз она и удачная.
В главном, по крайней мере в смысле размера, оперном театре Вены, Государственной Опере, спектакль уже по-честному назвали «Леонора», диалоги, как и везде, пересочинили, а социальные месседжи решили поставить на первый план. Задача режиссёра Амели Нирмайер, очевидно, в том, чтобы развеять любое смутное беспокойство по поводу этической безупречности титульной героини, а заодно вскользь обновить социальную повестку оперы до актуальных стандартов. Проблема, однако, в том, что спектакль не ставит никаких вопросов и не показывает никаких проблем, только даёт утомительно правильные и поверхностные ответы. Тривиализация дискурса пропитывает и музыкальное прочтение: Венские филармоники играют собранно и профессионально, не особенно задумываясь о том, что может хотеть сказать дирижёр Томаш Нетопил. Да и зачем? И так понятно, что Бетховен — великий.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков