Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Блеск, нищета, фуета

Как российские театры подавали признаки жизни во время карантина

Большой театр, журнал / Воскресенье 06 сентября 2020
Со второй половины марта все российские музыкальные театры оказались в суровой западне: на работу ходить нельзя, но связь со зрителями поддерживать надо, хотя бы за счет онлайн-контента – а это не та территория, где театр чувствует себя уверенно.
Но вопреки всему заструилась полная подводных камней река цифрового счастья, и утопила зрителей своим бурным потоком. Чем же их радовали театры?
* Вещание – записи спектаклей выкладывали едва ли не все театры: на своих сайтах и в социальных сервисах, в рамках всевозможных онлайн-фестивалей, на портале Культура.РФ, в сотрудничестве с онлайн-кинотеатрами.
С виду решение простое и спасительное, на практике – юридический кошмар: демонстрация спектакля в видеоформате требует совсем других соглашений с правообладателями (авторами, постановщиками) и артистами, чем обычно заключают театры для живых показов. Для многих театров карантинные трансляции стали первым опытом демонстрации своих спектаклей в цифровом виде, отчего вскрылась глобальная проблема: далеко не все до локдауна имели практику многокамерной съемки в хорошем качестве, и зритель, который параллельно мог смотреть спектакли из Америки и Европы, наглядно видел разницу между западной индустрией, привыкшей к кино- и интернет-трансляциям, и не такой продвинутой отечественной. Что ж, тем больше, надо полагать, зрители скучали по живым спектаклям.
В итоге театры снабжали аудиторию не столько чем хотели, сколько чем могли. Бурятский оперный, например, выложил «Бал-маскарад» в трех разных составах. А Татарский театр оперы и балета оказался выше пандемийной суеты и не показал ни одного своего спектакля.
Частный случай – трансляция живого спектакля, исполняемого при пустом зале. Так сделал, например, Башкирский театр оперы и балета, показав 22 марта «Царскую невесту» в постановке Филиппа Разенкова.
Многие из онлайн-проектов российских театров перечислены на сайте проекта «Большие гастроли», из-за пандемии превратившегося в агрегатор контента. И впервые в истории не только эксперты «Золотой Маски», но и все желающие могут сегодня своими глазами увидеть панораму российского театра практически во всей ее полноте.
* Просвещение – лекции, мастер-классы и творческие встречи не обременены правовыми сложностями и относительно легко организуются удаленно, так что их активно выкладывали в записи и проводили прямом эфире. Особенно щедро делился просветительскими мероприятиями Пермский оперный, много лет проводящий образовательную программу и накопивший много записей приглашенных лекторов. А Урал Опера Балет, где любят нестандартные подходы и стремятся расширить аудиторию, попробовал формат стрима «лектор+диджей»: помощник худрука балетной труппы Богдан Королек рассказывал о балете под специальный диджейский сет. https://www.youtube.com/watch?v=trw-hFIcTR8
* Развлечение – благодаря карантину многие театры снизили градус пафоса в общении с аудиторией и стали публиковать неформальный контент. Видеообращения художественного руководства из квартир, домашние репетиции музыкантов, разминка балетных артистов на кухне, зум-интервью с певцами – театры наконец показали не академическое, а человеческое лицо. Среди самых забавных – ролик о большой и чистой любви к балету, который сделала труппа Новосибирского театра музыкальной комедии: певцы в нем танцевали, танцовщики пели, а назывался он (с дисклеймером, что такого слова нет) «Фуета».
* Проветривание – не онлайном же единым потчевать зрителя: по мере ослабления карантинных ограничений и выхода из отпусков театры стали пробовать проводить мероприятия на открытом воздухе. Так, Свердловская музкомедия заявила на весь август серию концертов на парковке театра. Совместил живой формат и онлайн петербургский фестиваль «Опера – всем»: в этом году доступ зрителей на его площадки ограничен, но все желающие могут смотреть трансляции спектаклей.
* Обещание – большинство отмененных премьер не канут в Лету, а будут перенесены: какие-то на ближайший сезон, какие-то – на 2021-2022 года. Мужественно рассчитывает открыть сезон в начале сентября не состоявшейся в мае премьерой «Кармен» Астраханский театр оперы и балета. Однако ограничения, предписанные Роспотребнадзором, связывают театрам руки: не во всех регионах известно, когда можно будет пустить зрителей в зал и задействовать на сцене необходимое количество артистов. Так, Санкт-Петербургская музкомедия до сих пор не может назвать дату премьеры амбициозной постановки мюзикла «Мисс Сайгон», тоже планировавшейся на май. Скорее всего, все творческие амбиции придется пересматривать, и тут дальновидно поступила Урал Опера, заявив на сезон 2020/21 вместо новых полноформатных постановок концертные исполнения тех же самых названий, в числе которых – российская премьера оперы Кайи Саариахо «Любовь издалека». Но всем театрам нужно быть готовыми снова и снова переписывать даже самые осторожные репертуарные планы, держа в уме и оптимистичные сценарии развития событий, и возможность нового локдауна.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков