Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Мы на людей становимся похожими

«Песни нашего двора». Постановка Марка Розовского. Музыкальный руководитель Татьяна Ревзина. Театр «У Никитских ворот»

Сегодня / Суббота 11 декабря 1999
Спектакли на свежем воздухе — явление для Москвы редкое. Воздух тут у нас влажный, скамейки мокрые, и по причине климатической нестабильности редко кто из отечественных режиссеров рискует здоровьем зрителей. Но этим летом природа средней полосы продемонстрировала свои лучшие качества. Воспользоваться естественной благодатью при недостатке прочих средств решили в театре «У Никитских ворот».
Европейская традиция пленэра предполагает эстетство — тут вспоминаешь естественно-зеленые ширмы в шекспировских постановках Эдварда Годвина или ночное роскошное небо зальцбургских опер. Американские выходы на натуру связаны с хепенинговыми приключениями — по пескам, по каньонам, по заброшенным ангарам. В России любой выход на природу, в том числе и театральный, сопровождается рифмой. Что-то стало холодать, не пора ли нам поддать? Розовский сказал: «Пора». И на спектакле стало непринужденно и весело, потому что жанр «Песен...» — не что иное, как театральный пикник. Весь вечер в московском дворике поют и попивают, закусывая бутербродом с огурцом. Песни, как и полагается, — дворовые. Водка, как и полагается, — «Столичная».
Песенный массив делится на три качественных слоя: народные, псевдонародные (т.е. имеющие авторство) и песни Высоцкого. Песни знакомые, некоторые любимы буквально до визга. То есть, вызывая актеров на бис, зрители визжат и скандируют: «Де-вуш-ку-из-На-га-са-ки!!!» — или: «Мышь! Мышь! Мышь!»
В спектакле можно вообразить сюжет, некое развитие, драматургию композиции: от детских («Коричневая пуговка») через блатные («Мама, я жулика люблю» и «Нинка») к патриотическим (в положительном смысле этого слова, если таковой существует). Лирические явно проигрывают блатным — криминал и разврат пользуются успехом. Патриотический блок режиссер со-брал из лагерных песен, а апофеозом спектакля стала «Товарищ Сталин», которую с искренним надрывом исполняет сам Марк Розовский. Именно тут расслабившийся от вливаний и озона московский зритель роняет слезу. Но все же выискивать драматургию и рассуждать о «Песнях нашего двора» как о театральном действе не совсем правильно. Это акция не художественного, а скорее медицинского толка.
Зрителю предлагают заново освоить отторгнутое от него пространство, когда-то бывшее ему родным и близким. Как ребенок мечтает (извините, но это — по Фрейду) о блаженном тепле материнской утробы, так и настоящий москвич бредит на ветрах спального района, на краю городской географии, о ласковом обжитом пространстве внутри Садового кольца, откуда его изгнали когда-то. В условиях глобального стресса благосостояние и будущее зависят от личных усилий, а взявшись за руки, сегодня можно коллективно рухнуть в пропасть. Марк Розовский смоделировал ветхую эстетику всеобщего братства, столь полезную на первоначальном уровне созревания индивидуальности, заставив зрителей отстраниться, всплакнуть и посмеяться над прошлым. Песня, которой начинают и заканчивают спектакль, однозначно формулирует прелести того, что «было»: «В этом доме большом раньше пьянка была... и здесь не смотрят на тебя с укором». А «стало» настигает зрителей сразу после выхода из театра — у подъезда кучкуются «мерседесы», и довольных «новых зрителей» по одному увозят под вой сирен терпеливо ждавшие их трезвые шоферы.
Для психотерапевтической работы актерам и режиссеру не потребовалось ничего сверхъестественного. Дворовая эстетика, иначе говоря самодеятельность, не предполагает особого тренинга и голосовых данных. Актеры сносно поют, заразительность обеспечена выбором до боли знакомых песен, декорация выразительна, потому что органична. В качестве сценических площадок используются крыши и окна соседних домов и балкончик с лестницей. Подпевать и нужно (к этому призывает массовик-затейник-режиссер, который ни на секунду не покидает зрителей, комментируя, жестикулируя и режиссируя тут же: «Не напиваться» или «Сдаем пустую посуду»), и хочется — как не подпеть, если ритм и слова выпрыгивают у тебя из подсознания при одном аккорде. И если бы завлит не запретил мне пить, пронеся поднос со стаканчиками мимо со словами: «Вы же на работе!» — мой слабый голос присоединился бы к хоровому пению дворового братства
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков