Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Гинкас вырастил лес из гробов

В ТЮЗе показали "Скрипку Ротшильда"

Газета / Среда 10 марта 2004
Деревянный баркас, бесполезным хламом сваленный в углу тюзовской сцены, мы уже видели в гинкасовской «Даме с собачкой». До нынешнего спектакля он доплыл по той простой причине, что и «Дама с собачкой», и «Черный монах», и «Скрипка Ротшильда» суть три части одного цикла – гинкасовской трилогии с издевательски-оптимистическим названием: «Жизнь прекрасна. По Чехову».
Пиленого соснового дерева, освещенного теплым предзакатным светом (не устану восхищаться художником по свету Глебом Фильштинским – другого такого у нас просто нет), хватило и на лодку, и на скрипку, и на гробы. Если в «Черном монахе» художник Сергей Бархин вырастил сад, состоящий из переливающихся павлиньих перьев, то в новом спектакле Гинкаса он занялся лесопосадками: на сцене московского ТЮЗа вырос целый лес из вертикально поставленных гробов и гробиков.
«Смерть прекрасна», - мог бы с удовлетворением сказать чеховский гробовщик Яков Бронза. Прекрасна она хотя бы тем, что приносит немалый доход живущим, в то время как от жизни – сплошной убыток. Яков (Валерий Баринов) для покойничков гробы строгает, фельдшер (Алексей Дубровский) выписывает умирающим порошки, а еврейский музыкант Ротшильд (Игорь Ясулович) наигрывает мертвым скорбную музыку на похоронах. Про Ротшильда поговаривали, что какую бы веселую мелодию он не принялся играть, у него все выходило грустно. С Гинкасом та же история: нетрудно было догадаться, что мотив 'Жизнь прекрасна' выйдет в его исполнении вовсе даже не веселым.
Первые две части гинкасовской трилогии были сыграны на балкончике московского ТЮЗа. Четкую границу между освещенной галеркой и чернотой партера режиссер уподобил то ли линии горизонта, то ли тонкой линии, что отделяет жизнь от смерти. В последней части трилогии Гинкас, спустив зрителей с галерки на сцену, подвел нас прямо к той самой заветной черте: переступи ее – и назад хода нет.
К этой самой черте Гинкас вслед за Чеховым осторожно подводит вначале Марфу (Арина Нестерова), прожившую с Яковом долгую и несчастливую жизнь, а затем - и самого Якова. Испытующе смотрит на их лица, любовно перебирает подобранные Чеховым слова: «Лицо у нее было розовое от жара, необыкновенно ясное и радостное» - это про Марфу перед смертью. Как и в прежних частях трилогии, актеры комментируют буквально каждый свой шаг, разлагая чеховскую прозу на голоса и балуясь с грамматикой. Временами этот драматически-грамматический театр может, по правде говоря, показаться несколько утомительным - перед тем как поднять ногу, актер непременно сообщит залу: «Он поднял ногу». Но в конце концов понимаешь, что Гинкасом, вслед за доктором Чеховым, движет любопытство почти медицинское: так настоящий естествоиспытатель, попав на смертный одр, примется записывать все свои ощущения перед смертью.
Только посмотрев последнюю часть гинкасовской трилогии, осознаешь, что Гинкас нисколько не иронизировал, назвав ее «Жизнь прекрасна». Но прекрасно (по Гинкасу) не то постыдное, убогое и пошлое существование, что принято именовать жизнью, а новая жизнь, к которой возрождается гробовщик Яков Бронза. Гробовщик, приготовившись к смерти, залезает в дупло мертвого дерева. На дереве же сидит нелепый еврей и исполняет унылое соло на пиле, истово наяривая смычком. Пора спускать баркас на воду: путешествие начинается.
Публикации
Заявление АТК об увольнении Константина Райкина из Театральной Школы Константина Райкина
Ассоциация театральных критиков убеждена, что упразднение должности худрука приведет к уничтожению ВШСИ
15 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков о ситуации с Никитинским театром
Ассоциация театральных критиков - в связи с выселением Никитинского театра (Воронеж) из здания
04 апреля 2022

Письмо Ассоциации театральных критиков в поддержку режиссёра Сергея Левицкого
Ассоциация театральных критиков - об увольнении художественного руководителя Русского драматического театра имени Н. А. Бестужева
02 апреля 2022

Письмо АТК о приостановке выпуска журнала «ТЕАТР.»
29 марта 2022

Все публикации
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков