Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Венгерская Национальная опера празднует 130-летие семнадцатью премьерами

Одновременно оперу играют и на фестивале современного искусства CAFe

Ведомости / Вторник 11 ноября 2014
Венгерская национальная опера празднует 130-летие со дня открытия и по этому поводу объявила в текущем сезоне аж 20 премьер: 17 оперных и три балетные. Премьерный марафон развернулся на основной сцене, в роскошном оперном доме на проспекте Андраши.
С интервалом в две-три недели здесь показывают премьеры и возобновления: налицо преимущества системы stagione. Прошло возобновление «Фальстафа» (режиссер — Арно Бернар), в котором заглавную партию с потрясающим шармом и артистизмом провел Александру Агаке — похоже, один из лучших Фальстафов наших дней.
В пандан с оперой Верди показали премьеру Cosi fan tutte («Так поступают все») Моцарта. Спектакль получился чудесный, ажурный, исполненный света и воздуха; никаких режиссерских вывертов (режиссер — Юри Менцель), декорации и мизансцены просты и функциональны, музыка и исполнение — первичны. Молодые певцы демонстрировали идеальную интонацию, ансамбли составлялись пластично и точно. Музыканты оркестра под руководством Петера Халаша, музыкального руководителя оперы, явно получали удовольствие от самого процесса музицирования и демонстрировали изысканную, породистую манеру игры.
Отлично сбалансированное, тембристое, тонко градуированное звучание оперного оркестра оказалось приятным сюрпризом; заодно ухо отметило, как разительно отличается звукоизвлечение, фразировка и плотность звучания в операх Моцарта и Верди. В оркестровой яме сидели крутые профессионалы и дело свое знали туго.
В Венгрии негласно придерживаются принципа «опоры на собственные силы» отчасти из-за стесненности в средствах, отчасти из национальной гордости. В оперном театре поют и играют местные кадры, приглашенных очень мало. Это доказывает, что Венгрия может обеспечить себя музыкантами и певцами вполне приличного уровня. За что отдельная хвала венгерскому музыкальному образованию и главной образовательной институции страны, Академии Листа.
В списке дирижеров оперы значится почти три десятка имен. Солисты исчисляются сотнями; мудрено ли, что выпуск премьер поставлен на конвейер. С перерывом в шесть дней в Будапеште показали новые постановки: «Поругание Лукреции» и «Кармен».
Параллельно с оперными премьерами на всех площадках города развернулся мощный мультижанровый фестиваль CAFe — Contemporary Art Festival. Составленный из множества моножанровых фестивалей — камерной музыки, джазового, театрального, визуальных искусств, — CAFe каждую осень представляет обширную панораму актуального искусства, на любой вкус и кошелек. Одновременно проходят десятки выставок: дизайна, фото, традиционной живописи. А в огромном комплексе «Миллениум» разворачивается Art Market, репрезентирующий искусство Восточной и Центральной Европы.
Составной частью CAFe в этом году стал оперный Армел-фестиваль. Это не только фестиваль, но и конкурс, на котором определяются победители по трем номинациям: лучший исполнитель, лучший спектакль, лучший творец (режиссер либо композитор или сценограф). Миссия Армел-феста — в продвижении инновационного оперного продукта и представлении широкой публике новых авторов, новых опер и молодых исполнителей. Модель Армела проста и результативна: на конкурс представляется пять спектаклей из пяти театров пяти разных стран. В этом году на конкурс были представлены спектакли из провинциальных театров Пльзеня, Сегеда, швейцарского городка Биль и Тбилисского оперного театра.
Фаворитом Армела стала постановка «Панча и Джуди» Харрисона Бертуистла — жутковатый скетч об «ужасах нашего городка», в котором традиционные персонажи английского кукольного театра превратились в монстров-садистов. Спектакль Neue Oper Wien наделал в Вене много шума в прошлом сезоне; именно ему Армел-жюри присудило победу в номинации «лучший спектакль». Автору же достался приз аудитории телеканала Arte, который в режиме Live транслировал все пять спектаклей.
Кульминацией и одновременно завершением оперной программы осеннего фестиваля CAFe стала премьера оперы Петера Этвеша «Леди Сарашина», поставленная в Академии Листа на сцене Камерного зала имени Георга Шолти. Музыка Этвеша оказалась поразительно красива той хрупкой красотой, что сияет неярко, как лунный свет. Тихие звоны челесты сплетались с бряцанием арф, резкие реплики флейт отсылали к звуковой эстетике гагаку. Это было полуконцертное исполнение с рассаженным на сцене Струнным оркестром Будапешта (дирижер — Гергей Вайда) и минималистичным оформлением, главным элементом которого стала большая двуспальная кровать.
Будапешт
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков