Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Пааво Ярви и Бременский камерный оркестр на фестивале Бетховена в Бонне

У форума новый арт-директор — правнучка Рихарда Вагнера

Ведомости / Пятница 10 октября 2014
В Бонне, на родине Бетховена, как обычно циклом, исполнялись все его симфонии. В этом году эта честь была доверена Андрису Нелсонсу и Бирмингемскому симфоническому — оркестру-резиденту фестиваля: они выступали в большом Бетховенхалле. В Бетховен-хаусе в блестящем исполнении Леонидоса Кавакоса прошли все скрипичные сонаты Бетховена. А квартет Бородина завершил трехгодичный цикл из 20 концертов, доиграв многочисленные бетховенские квартеты.
В Бетховенхалле и прежде разворачивали остроумные световые инсталляции, обыгрывавшие основную тему — Бетховен и его музыка. Но в этом году 18-метровое световое панно Йоханны Хаас в фойе особенно впечатляло. А в день закрытия фестиваля в странноватом, явно промышленного назначения пространстве Bauel haus развернулся мультижанровый проект Save the World, созданный в сотрудничестве с боннским драмтеатром и призванный разнообразно ответить на вопрос «Может ли мир быть сохранен?». Отвечать были призваны музыковеды, искусствоведы и театроведы, собранные на конгрессе-конференции, а также драматические актеры и художники. И эта инициатива исходила от нового арт-директора.
Ветер перемен перенес из Веймара в Бонн Нике Вагнер, правнучку Рихарда Вагнера и праправнучку Ференца Листа. Она появилась в Бонне как Мэри Поппинс, которая прилетает с попутным ветром туда и тогда, где и когда в ней особенно нуждаются. Последние десять лет Нике была директором фестиваля в Веймаре, где визуальным искусствам отводилось почетное второе место сразу после музыки. Больше визуальности Нике Вагнер намерена привнести и в программы Бетховенфеста.
Она уже объявила, что не будет реформировать фестиваль кардинально, оставив структуру неизменной: музыка Бетховена, сгруппированная в циклы, составит костяк будущей афиши. Но стоит ожидать, что в будущем свое место в афише найдут перформансы, выставки, инсталляции, драматические и литературные экзерсисы. Нике по базовому образованию филолог, а по роду деятельности — литератор, эссеист и вице-президент Немецкой литературной академии.
Правда, в этом году программа фестиваля была еще полностью сформирована прежним директором Илоной Шмиль (Нике привнесла лишь проект Save the World). Шмиль руководила Бетховенфестом с 1998 г., но при всей профессиональной хватке и деловитости не смогла вывести фестиваль на уровень самых знаменитых музыкальных форумов Европы. И «гений места», Бетховен, так и не стал для Бонна тем, кем является Моцарт для Зальцбурга. Возможно, повысить статус и авторитет фестиваля удастся Нике Вагнер; как-никак ее прапрадед, Ференц Лист, стоял у истоков Бетховенфеста.
На финальном концерте-закрытии Пааво Ярви был блестящ, элегантен, в меру ироничен. В его интерпретации изящной партитуры «Серенады для оркестра № 1» Йоханнеса Брамса сквозила изысканная легкость, обаяние, чувствительность, лукавство. Дирижер демонстрировал чудесную игру с динамическими оттенками, нюансами грациозной фразировки.
Пааво Ярви очень любят в Бонне; всем памятно его историческое исполнение всех симфоний Бетховена с Бременским камерным оркестром, открывшее миру абсолютно новый, свежий взгляд на, казалось бы, известные до последнего нотного завитка партитуры.
На «бис» бременцы исполнили «Венгерский танец» Брамса — один из трех, что Брамс оркестровал сам. Зал откликнулся овацией, так завершился Бетховенский фестиваль.
Бонн
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков