Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Завершается Зальцбургский фестиваль

Половина оперных постановок оказалась удачной

Ведомости / Среда 27 августа 2014
Оперная панорама Зальцбурга сложилась, как обычно, из восьми премьер — включая концертное исполнение «Фаворитки» Доницетти с участием Элины Гаранчи и Хуана Диего Флореса и спецпроект Даниэля Баренбойма «Тристан и Изольда», в котором был задействован абсолютно звездный состав вагнеровских певцов — Вальтрауд Майер, Екатерина Губанова, Петер Зайферт и Рене Папе. В летнюю афишу вошла на правах премьеры и «Золушка» Россини, показанная в мае на Троицыном фестивале.
Так что, строго говоря, полноценных новых спектаклей оказалось пять: обязательный Моцарт — «Дон Жуан», не менее обязательный Рихард Штраус — «Кавалер розы», из хитов — «Трубадур» Верди, из редкостей — «Фьеррабрас».
За современный оперный театр в этом году отвечал французский композитор-спектралист Марк-Андре Дальбави: по заказу фестиваля он написал оперу «Шарлотта Саломон», посвятил ее памяти Жерара Мортье и продирижировал опусом, встав за пульт оркестра «Моцартеум».
В музыке оперы оказалось неожиданно много цитат (от «Кармен» Бизе до Малера), отсылок к французским песенкам и мало авторского материала. Да и тот, что был, звучал разреженно, разбавленный промонологами драматической актрисы (Йоханна Вокалек), которая исполняла титульную партию на равных с певицей Марианной Кребасса. Постановка Люка Бонди оказалась подкупающе гармоничной. В 12 комнатках-секциях, развернутых в ряд на длинной сцене «Школы для верховой езды» (сценограф Йоханнес Щютц) текла уютная жизнь интеллигентного еврейского семейства, полная музыки, живописи, стихов; вдруг этот мир взрывался вторжением агрессивного начала: на сцене появлялись коричневорубашечники. В финале пронзительной истории о несбывшейся жизни талантливой девушки, которая мечтала рисовать, появляются скупые строки: Шарлотта Саломон была депортирована в Освенцим 26 января и погибла в тот же день.
Сенсацией летнего Зальцбурга стал «Трубадур», поставленный Алвисом Херманисом. Впервые переключившись с опер ХХ века на хрестоматийный оперный репертуар, Херманис решил не мешать певцам, тем более что в постановке пели Анна Нетребко, Пласидо Доминго, потрясающая канадская певица Мари-Николь Лемьё с роскошно глубоким контральто и яркий сильный тенор Франческо Мели. Херманис просто вписал героев в музейный интерьер, в котором огромные панели со знаменитыми картинами перемещались, создавая подвижный фон.
Решение Херманиса сделать из готического оперного «ужастика» очередную «ночь в музее» может показаться натянутым. Однако игра с эпохами, затеянная режиссером, вкупе с его попыткой двояко представить историю — «снаружи», с позиции рассказчика-экскурсовода, и «изнутри», с позиции самих героев, в которых стремительно превращаются экскурсовод Феррандо, смотрительница Леонора и охранник Ди Луна, по крайней мере заслуживает внимания. Герои не просто оживают и вылезают из картин Ван Дейка, Веронезе или Кранаха. Они как бы выныривают из романного далека на поверхность текущего времени. И тут история неожиданно обретает вневременное измерение: здесь и всегда.
Австрийский канал ORF транслировал «Трубадура» по всей Европе, сместив время спектакля на три часа. В России его показали на канале «Культура», и каждый желающий мог убедиться в том, как роскошно, округло, богато и победительно звучал голос Анны Нетребко, которая стала настоящей вердиевской певицей, совершив трудный переход от легкого колоратурного сопрано — к драматическому. Если и были поначалу сомнения в правильности ее решения, то теперь они развеялись окончательно.
Из несомненных удач оперной программы назовем «Кавалера розы» Гарри Купфера; 79-летний режиссер, вопреки ожиданиям, сумел освободиться от гэдээровского прошлого и поставил нежный спектакль, проникнутый щемящей ностальгией по золотому веку Вены. А нестерпимо ходульный «Фьеррабрас» в постановке Петера Штайна в очередной раз убедил в том, что ни прошлые заслуги, ни громкое имя постановщика не могут уберечь от фиаско.
В целом соотношение удачных и неудачных спектаклей нынешним летом сложилось примерно поровну — пятьдесят на пятьдесят. Неплохой результат для Зальцбурга, где сценическая составляющая, как правило, уступает музыкальной.
Зальцбург
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков