Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Сотни классиков обняли юбиляра

В Петербурге пышно отметили 75-летие Юрия Темирканова

Ведомости / Понедельник 16 декабря 2013
Юбилейные ритуалы втискивают в жесткие рамки даже самые яркие художественные манифестации, подчиняя их неумолимому ритму поздравлений и славословий. Не был исключением и гала-концерт в честь Юрия Темирканова — выдающегося дирижера, вот уже четверть века возглавляющего Петербургскую филармонию и первый филармонический оркестр.
Программа вечера была составлена со вкусом, возможно, потому, что к ней приложили руку Марис Янсонс и сам виновник торжества. Мозаичности избежать не удалось, но это была эффектная мозаика, блещущая красками и калейдоскопом солистов. Как обычно, на призыв Темирканова откликнулись его любимые музыканты, со многими он выступает уже десятки лет. Элисо Вирсаладзе и Наталья Гутман — с ними юбиляр дружит с начала 70-х. Денис Мацуев и Вадим Репин — оба из относительно нового поколения музыкантов, претендуют на звание мегазвезд. Маститый бас Паата Бурчуладзе, юная японская скрипачка Саяка Сёдзи и солистка Мариинского театра Виктория Ястребова довершали картину праздника, в котором опусы Шостаковича и Рихарда Штрауса соседствовали с Моцартом, Чайковским и Гуно.
Концерт открылся «Праздничной увертюрой» Шостаковича; дирижировал Марис Янсонс, лишь недавно вернувшийся из турне со своим оркестром «Концертгебау». Увертюра разом задала правильный тонус: плакатная, стремительная музыка будила воспоминания о бодром утре эпохи Советов, о парадах физкультурников, радостно шагающих под плещущими знаменами. Воодушевляющее влияние Янсонса не раз оживляло течение концерта, растянувшегося почти на четыре часа. Вместе с солирующей Элисо Вирсаладзе он выплетал деликатнейшие узоры во второй части Двадцать первого фортепианного концерта Моцарта, всячески стремясь облагородить фразировку оркестра. Музыка, ее смысл и красота затмевали, хоть и ненадолго, формальную сторону события. А когда Янсонс заиграл с оркестром Филармонии свой коронный номер — Сюиту из «Кавалера розы» Штрауса, вальсовая стихия Вены захлестнула зал.
Однако, аккомпанируя Денису Мацуеву в фортепианном концерте Шостаковича с солирующей трубой, Марису Янсонсу пришлось уступить намерениям солиста. Когда в ложе «Б» появился Владимир Путин (приехавший лично поздравить юбиляра и вручить ему орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени), Мацуев выдал очередной образец маскулинной игры, в которой главной ценностью являются сила и скорость: чем быстрее, тем лучше. Ноты слипались в кашу, пальцы не всегда точно попадали по клавишам, но это было ничего: главное — сразить зал наповал скорострельностью игры.
Концерт вели попеременно два дирижера — Янсонс и Николай Алексеев. Второй дирижер ЗКР корректно аккомпанировал Виктории Ястребовой, спевшей арию Маргариты «с жемчугом» из оперы Гуно «Фауст»: голос ее звучал довольно вяло, блекло, а темпы, взятые дирижером, были нарочито замедленными. С Алексеевым выступил и Паата Бурчуладзе — как и следовало ожидать, он выбрал беспроигрышные «Куплеты Мефистофеля».
Завершил вечер грандиозный номер, написанный «на случай»: попурри на тему Happy Birthday для большого оркестра и хора. Ведущий концерт Михаил Швыдкой сообщил, что теперь маэстро Темирканова поздравят композиторы-классики: Верди, Шуберт, Россини, Бизе, Вагнер, Чайковский — и даже Бетховен. Так и случилось: тема незатейливой песенки искусно вплеталась в звучание марша из «Аиды» и мелькала в подголосках увертюры к «Севильскому цирюльнику». Сумрачная тема Вступления к «Неоконченной симфонии» Шуберта неожиданно трансформировалась в вездесущее Happy Birthday, и даже неотступная Тема фатума из Четвертой симфонии Чайковского преобразилась. Апофеоз наступил, когда грянула «Ода к радости» из Девятой симфонии Бетховена — на оригинальный, русский текст.
Юбиляра славословили на все лады; правда, слов у хора было не разобрать, но какое это имеет значение? Символ-то какой емкий получился: великие композиторы прошлого наперебой поздравляют ныне живущего дирижера. Лучшего лаврового венка для юбиляра не придумать.
Санкт-Петербург
Облако тегов:
Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера Антисобытие года, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, заявление, Золотая маска, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, Новосибирск, новые члены АТК, Открытое письмо, письмо, премия АТК, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, следственный комитет, Событие года, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театральные СМИ, фестиваль, хроника, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, режиссера
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков