Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Петербург перековал Начо Дуато

Постановкой «Щелкунчика» испанский хореограф практически прощается с городом, в культурном сознании которого произвел революцию

Ведомости / Вторник 17 декабря 2013
Как было объявлено несколько месяцев назад, с 1 января 2014 г. Начо Дуато простится с Михайловским театром, в котором три года назад занял пост худрука балета — сенсационно. В Петербурге появление варяга воспринималось особенно остро: город считается цитаделью русского балета, и испанец оказался первым за более чем сто лет иностранцем, допущенным к руководству отечественной труппой. Мировоззренческие конфликты мастера современного танца с коллективом, заточенным под классический репертуар, были неизбежны. Но Дуато быстро загрузил труппу премьерами, а публику — необычными впечатлениями, которые, впрочем, оказались не шокирующе радикальными. Так что многие оплакивают близящееся расставание с испанцем.
Впрочем, уже после официального завершения его контракта, будущей весной, михайловцам предстоит освоить «Белую тьму», один из самых известных балетов Дуато. Но он был создан много лет назад для совсем других танцовщиков, и в нем петербуржцам предстоит лишь воспроизвести чьи-то давние мысли и чувства. «Щелкунчик» же стал подлинным прощанием хореографа с Россией. Вместе с французским художником Жеромом Капланом (он известен у нас благодаря впечатляющему сотрудничеству с Алексеем Ратманским в «Утраченных иллюзиях») Дуато создал оммаж городу, который поразил его своим величием, артистам и зрителям, которые теперь устраивают его премьерам настоящие овации.
Новый «Щелкунчик» в своих узловых моментах ни капли не поврежден: на месте музыка Чайковского, сюжет Александра Дюма по мотивам Гофмана и танцовщицы-цветы в знаменитом вальсе, придуманные еще первым хореографом балета Львом Ивановым. Дуато не углубляется в коллизии, которые стали популярны среди современных постановщиков «Щелкунчика»: ни следов Фрейда, ни Канта не обнаруживается. Он ставит сказку, в которой Дроссельмейер во время увертюры управляет куклами девочки Маши и игрушечного Щелкунчика, чью историю с помощью кукловодов позже разыграет на фоне силуэта предреволюционного Петрограда и в антураже, который вызывает в памяти тени Дягилева, Карсавиной, Фокина, Ахматовой.
Но в отличие от своей прошлогодней «Спящей красавицы» на этот раз Дуато не играет в классику, а всерьез старается следовать ее стилю и строгому канону. Свободное дыхание его пластики, сохраняющей фирменную волнообразность, не всегда вольготно ощущает себя в номерной структуре классического балета. Дивертисмент кукол, для любого постановщика являющийся настоящим камнем преткновения, блещет как яркими находками, так и водянистыми общими местами. Скорее проходными оказываются и томительно умильные детские сцены с прикрепленным к ним Гросфатером, предполагающим солидную поступь взрослых. Но подлинное вдохновение Дуато настигает именно там, где его сложнее всего было ждать, — в чисто классических композициях: Танце снежных хлопьев, Вальсе цветов, Адажио Маши и Принца, а также в его вариации, очевидно, созданной при значительном участии Леонида Сарафанова. Этого танцовщика, ставшего в Михайловском подлинным сценическим alter ego Дуато, можно в значительной степени признать соавтором успеха этой версии. Академизм Сарафанова подчеркнул формирование нового дуатовского стиля. Но наблюдать за его развитием предстоит уже другим зрителям.
Облако тегов:
Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, театральные СМИ, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков