Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Театральная критика

Фестиваль «Территория»: Лайкай или окупай

Гвоздем фестивальной программы стал спектакль Rausch, танцующий (в буквальном смысле) вокруг социальных сетей и протестного движения

Ведомости / Понедельник 07 октября 2013
Немецкий драматург и режиссер Фальк Рихтер и голландский хореограф Анук ван Дайк несколько лет назад придумали, как соединить танец и бла-бла-бла о социальных и экзистенциальных проблемах, волнующих молодого современного европейца. Rausch — их третий совместный спектакль, но в Москве они с этим фокусом впервые. И то, что выступления прошли на ура, подтверждает: принципиальной разницы между европейскими и местными фрустрациями больше нет, московской публике внятно все, что тревожит коллективного лирического героя Рихтера и ван Дайк, разве что трудновато воспринимать пулеметные монологи, субтитры отвлекают от танцев.
С другой стороны, читая бесконечные субтитры, можно не заметить, что танцы в Rausch связаны с разговорами механически, без особой фантазии — смятение в умах сопровождается более или менее интенсивной телесной истерикой, выраженной с помощью более или менее типовых движений contemporary dance. Наверное, это усталость приема. Потому что в первой совместной работе Рихтера и ван Дайк Trust (2010) текст и танец соединялись органичней, а сама хореография была остроумней. Тамошние персонажи ныли про то, как у них исчезли идеалы, наличные, время, любовь, — и при этом никак не могли найти точку опоры: то стекали с диванов и кресел, то вываливались из шуб; это был отличный комический образ прокрастинации, тревожного бездействия.
В Rausch (слово обозначает измененное тем или иным образом состояние сознания — от опьянения до упоения) гораздо меньше комизма и больше отчаянной патетики. Жалобы примерно те же с поправкой на то, что частная жизнь не только подчиняется законам капитализма, но еще и дополнительно отчуждается социальными сетями. Союз двоих рассматривается как инвестиция с большими рисками и сомнительной отдачей: а вдруг можно вложить себя, такого прекрасного и уникального, в более выгодное совместное предприятие? Фрустрация усиливается тем, что все лучшее — остроумие, красоту, обаяние — партнер отдает «Фейсбуку», а для личного общения остается лишь неприятное, истерики, ночные страхи, то, что стыдно выносить на публику.
Многословно обсудив эти проблемы в первой части недлинного спектакля, Фальк Рихтер и Анук ван Дайк переходят к возможностям выхода из социально-экзистенциального тупика и городят на сцене условный «оккупай». Его юные обитатели подвергаются атакам полиции, «нанятой ХДС и «Дойче банком», и приучают себя к слезоточивому газу, брызгая в глаза из баллончиков. Показывая рождение новой утопии, Рихтер и ван Дайк предусмотрительно выстраивают по отношению к ней ироническую дистанцию: «оккупай» сделан как спектакль в спектакле, постановка одного из персонажей, который перед этим разрушает «четвертую стену», выходя в зал и разыгрывая репризу с неудачными попытками чтения по бумажке русского текста. Но ирония как-то быстро улетучивается, и финал Rausch оказывается откровенно патетичным — с хоровым исполнением песни Radiohead и ощущением слегка искусственной слезоточивости, как будто авторы для стимуляции эмоций и себе осторожно побрызгали из баллончика в глаза.
Облако тегов:
IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия IATC, Антисобытие года, АРТ Корпорейшн, Беларусь, Воронеж, ГИТИС, Гоголь-центр, голосование, гранты, Дальний Восток, Евгений Миронов, заявление, Золотая маска, Кибовский, Кирилл Серебренников, Комсомольск-на-Амуре, Константин Райкин, Координационная группа, лекция, Министерство культуры, Минкульт, московский Департамент культуры, Никитинский театр, Новосибирск, новые члены АТК, Ольга Любимова, Открытое письмо, письмо, Полицейское насилие, премия, премия АТК, Просветительская деятельность, Протесты, Реальный театр, режиссер, Санкт-Петербург, Седьмая студия, Сергей Афанасьев, Сергей Левицкий, Серебренников, следственный комитет, Событие года, солидарность, Софья Апфельбаум, Спектакль года, СТД, суд, театр Современник, ТЕАТР., Театральная Школа Константина Райкина, театральные СМИ, ТЮЗ, Украина, фестиваль, хроника, цензура, Человек года, чувства верующих, Школа театрального блогера, экспертиза, Юлия Цветкова, Юлия Цветкова, режиссера, Якутия
Журнал "Театр"

Петербургский театральный журнал

Музыкальная критика

Современные русские композиторы

Ассоциация музыкальных критиков